«Продукты Питания» - на российской стороне. Уроки хорватского предпринимателя.
— 01 октября 2004 —

КРЕСТЬЯНСКИЕ ВЕДОМОСТИ №41


Наше издание опубликовало репортаж специального корреспондента о Калининградской области. Интерес читателей к этой теме был настолько велик, что потребовал нового обращения к крупнейшему в России производству быстрозамороженных полуфабрикатов и готовых обедов из куриного мяса. Итак, мы снова в цехах калининградского завода, построенного в этой анклавной российской области компанией "Продукты Питания".

- А вот был еще случай, - мой гид по заводу белозубо улыбается. - В московском Белом доме проходило совещание с иностранными предприятиями по вопросам инвестиций в российскую пищевкусовую промышленность. Рассаживали участников работники протокольной службы дома Правительства. Я направился к указанному мне месту, но министр сельского хозяйства России, в ту пору вице-премьер правительства направил меня на совсем другое место - рядом с отечественными производителями: "Ведь Вы же представляете здесь российское предприятие!"

Я удостоился чести совершить экскурсию по этому современному предприятию в сопровождении президента компании "Продукты Питания" Стефано ВЛАХОВИЧА.

Карьеру этого 42-летнего бизнесмена легкой не назовешь. Но и неудачной - язык не повернется.

Хорват. Родился в Триесте близ границы с Хорватией. Так что "родных" языков, как минимум, три. Помимо материнского еще и итальянский, да и русский - со школьных лет. Об остальных иностранных языках, необходимых бизнесмену, я уж и не говорю. Так что объяснения господин Влахович давал по-русски с мягким южным акцентом.

Получив несколько престижных дипломов, он начал свой бизнес с импорта в Россию куриных окорочков, мяса птицы и продуктов питания на их основе. Однако вскоре трезвый расчет привел его к экономической целесообразности заниматься не дистрибуцией импортного товара, а налаживать его производство на месте.

Калининградская область представляла в середине 90-х годов несомненную привлекательность: порт, десятилетиями налаженные связи с российскими потребителями, плюс некоторые тарифные и налоговые льготы, которые установлены для области законом как для Особой экономической зоны. При этом учитывалось, что таможенные обложения на готовые продукты, конечно, ниже, чем при ввозе импортного сырья.

Вот, собственно, квинтэссенция логики компании "Продукты Питания" - российской компании с иностранным участием, - таков, напоминаем, ее юридический статус. К разработке стратегии руководство фирмы подошло со всей тщательностью. Учитывались помимо тех чисто экономических факторов, о которых уже говорилось, и гастрономические отечественные традиции россиян, и невысокий платежеспособный спрос, и, конечно, необходимость разнообразить семейную трапезу современными блюдами, поскольку хорватская команда топ-менеджеров абсолютно убеждена, что красивая и вкусная еда

- удел не только западного обывателя. Отсюда и программный слоган "Продуктов Питания": "Доступный качественный продукт по доступной цене".

- Преимущества быть именно российской компанией для меня несомненны, - делится мыслями Стефано Влахович. - Западная фирма, импортируя в страну продовольствие, для снижения своих затрат вынуждена больше стандартизовать свой продукт, мы же, работая здесь, на месте лучше понимаем, какая еда придется но вкусу россиянам. Понятнее нам и проблема эластичности российского продовольственного рынка - ведь в разных регионах уровень платежеспособного спроса разный. То же касается и гаммы производимой нами продукции. Наша цель - обогащать кулинарный обиход российских семей, давать им возможности избегать унылого однообразия в питании.

Рассказывая о "Продуктах Питания", нельзя не обойтись без цифр. Строительство всего комплекса еще не завершено. Однако уже сегодня по российским городам и весям из Калининграда отправляются тысячи тонн продовольствия. Ежедневно завод производит 340 тонн вкуснейших продуктов. Если вспомнить, что средняя обеденная порция составляет двести граммов, несложный арифметический подсчет дает цифру, превышающую население Калининградской области. Поэтому с самого начала компания делала ставку на создание дистрибутивных центров по всей России. Сейчас такие центры действуют в Подмосковье и на Кубани. Завершается строительство базы в Новосибирске. Так что мое упоминание о "весях" не фигура речи.

- Мы считаем, - горячо объясняет Стефано, - что питаться по-современному, красиво и качественно имеют право не только жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов. Поэтому и надеемся наладить поставки до Владивостока и Камчатки. Вообще говоря, хотелось бы видеть продукты с нашими брендами и в больших, и в малых городах России.

"Продукты Питания", исходя из своего стратегического слогана, производят сегодня под тремя торговыми марками почти сорок наименований полуфабрикатов, продуктов высокой готовности и готовых обедов. Эта еда рассчитана на россиян с разным продовольственным кошельком - доход средний, "средний плюс" и "средний минус". Качество товаров при этом остается неизменно высоким, поскольку потребитель - явление требовательное и боязливое. Единожды отпугнув, второй раз заманить его на покупку не понравившегося или разочаровавшего продукта крайне сложно.

- Поэтому мы нашим работникам от уборщицы до топ-менеджера внушаем постоянно: качество зависит от каждого из нас, - говорит Стефано. - Ну, конечно, они и сами это понимают. Ведь работают на заводе профессионалы высшего класса.

О кадрах, конечно, нельзя не сказать хотя бы несколько слов.

Губернатор Калининградской области Владимир Егоров, описывая историю отношений с "Продуктами питания" позиционирует компанию как основного иностранного инвестора в экономику региона. И тут же подчеркивает, что она уже создала 1800 рабочих мест. Для города цифра немалая.

На рабочих должностях трудятся, в основном, местные калининградцы. Но при нужде привлекают специалистов из других российских регионов или даже из-за рубежа, как, например, главного технолога, который работал до Калининграда в крупнейшей американской транснациональной корпорации...

- Завод наш оснащен самым современным оборудованием, которое выполнено на заказ лучшими европейскими и мировыми производителями, - продолжает экскурсию президент "Продуктов Питания". - К строительству мы тоже подходили ло-современному. То есть проектировали здания под последующий монтаж и размещение уже заказанных машин. С вводом в строй последнего четвертого цеха строительная фаза будет завершена. Тогда мы пройдем сертификацию по требованиям Европейского союза, а там стандарты сверхжесткие...

Цехи сверкают чистотой. Ручного труда немного, там, где без него пока не обойтись. Рабочие все без исключения прошли обучение, поэтому производство идет ритмично и даже, на первый взгляд, неспешно, несуетно. Для экскурсий, которые часто посещают крупнейшее в России и одно из самых больших в Европе продовольственных производств, поверх цехов по кругу устроена застекленная галерея, чтобы не было случайных контактов продовольствия с гостями.

- Скажите, Стефано, - интересуюсь я, - ваша компания работает на импортном сырье. А почему бы вам не заняться его производством.

- Это наше убеждение, - серьезнеет мой собеседник.

- В этом вопросе много привходящих. Ну, во-первых, у нас в компании собраны лучшие специалисты в области пищевой переработки. Для производства же потребуются совсем другие знания и навыки. А там ведь очень сложные производственные, технологические и экономические цепочки. Их тогда, по этой логике, придется доводить до стадии выращивания зерна, его переработки, хранения, налаживании комбикормового производства и так далее. Так я отвечаю обычно на этот вопрос вопросом: "А для чего нам, знающим переработчикам становиться посредственными производителями мяса птицы?". Сегодня его производство в мире налажено прекрасно. Развивается, я знаю, неплохими темпами оно и в России. Нам бы, конечно, доставило большую радость и принесло бы доходов вместо импортного сырья, - а это и транспорт, и пошлины, - покупать курятину у местных, российских производителей. Думаю, такое время настанет. А вторая составляющая в этой проблеме, конечно, - деньги. Вот мы прикидывали, что для обеспечения завода нашего масштаба собственным сырьем необходимы другие масштабы - сотни миллионов долларов, даже больше миллиарда.

- А вы - крупная компания?

- Все от масштабов рассмотрения зависит, - улыбается Влахович. - Вот Европейский банк, который предоставил кредит под этот проект, когда наш оборот перешагнул за сто миллионов долларов, перевел компанию в другую категорию...

Экскурсия по заводу подходит к концу.

- Скажите, Стефано, - задаю напоследок важный для меня вопрос, - а не рискованно ли для Вас вкладывать деньги в России, развивать здесь производство, а не просто торговлю?

- Ну, без торговли в нашем бизнесе просто никак не обойтись. Иначе - откуда прибыль. А по поводу рисков... Скажу так. В России сумма экономических условий, если сложить все вместе, пожалуй, такая же, как в среднем в мире. Громадное преимущество – наличие большого неосвоенного рынка. Поэтому главный риск не в возможной несостоятельности. Для бизнесмена главное - понимать правила игры. И знать, что они установлены надолго, и меняться не будут...

Конечно, вопросов у меня оставалось еще много. Но самолет ждать не может, да и время хозяина экскурсии тоже дорогого стоит. Но как хлебосольный славянин, Стефано не мог опустить гостя на голодный желудок. В коротком обеде присутствовали, в основном, те блюда, о которых я был наслышан. Скажу честно, за свою жизнь я объехал много стран, и едать приходилось кухонь разных народов. Но здесь все блюда, взятые из массового производства, были по-настоящему вкусны. Включая и те три новых, о которых оговорился господин Влахович в ходе беседы.

Впрочем, это будет уже совсем другая история.

 

Константин МЕЗЕНЦЕВ
"Крестьянские ведомости"
Москва — Калининград — Москва

 

 

 

На снимках: президенту "Продуктов Питания" есть о чем поговорить с губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым; такими цехами может гордиться самое современное европейское предприятие.