Будущее у замороженных полуфабрикатов есть
— 04 декабря 2007 —

Вице-президент компании «Продукты Питания» о российском рынке замороженных полуфабрикатов.

Насколько насыщен отечественный рынок мясных полуфабрикатов и замороженной продукции?

Несмотря на стабильный рост российского рынка замороженной продукции, его доля в общем объеме продовольственного рынка еще незначительна и демонстрирует возможность роста. Так, например, в Америке 70% товара на продовольственном рынке составляют замороженные продукты, а России их доля составляет лишь 17%.

По оценке Euromonitor в натуральном выражении объем всего рынка замороженных продуктов в 2006 году составил 642 тыс. тонн,  в период с 2005 по 2006 годы он вырос на 20%, в 2007 году рост составит примерно 13-14%, а прогноз на 2008 год - 11,6–12%. Из статистики видно, что темпы роста из года в год замедляются, в связи с постепенным насыщением рынка объемами продукции определенных категорий.

Сегмент мясных замороженных полуфабрикатов в последние годы демонстрирует стабильный рост. По оценкам Euromonitor, рост розничных продаж замороженных мясных полуфабрикатов в денежном выражении в 2006 году достиг уровня 18%, а по прогнозам на 2007-2008 годы, рост ожидается до 13%.

Но до Запада России пока далеко, одна из причин препятствия росту - сложившийся стереотип большинства потребителей о не полезности замороженного продукта. Считать замороженный продукт вредным, ссылаясь на то, что он не свежий, уже неактуально. На мой взгляд, сегодня ошибочно думать, что свежий продукт обладает большей пользой. Данная ситуация обусловлена низкой информированностью потребителей о новых технологиях производства замороженных полуфабрикатов, позволяющих производить продукт высокого качества и вкуса, с сохранением витаминов и питательных веществ.

Какой сегмент рынка полуфабрикатов и замороженной продукции развивается наиболее динамично (премиум, стандарт, эконом)?

Как уже отмечалось, в последнее время наблюдается замедление темпов роста рынка замороженной продукции, связанное с переходом количества производимых продуктов в их качество. Сегодня на прилавках магазинов можно наблюдать широкий ассортимент продуктов и производителей. При этом российский покупатель стал более состоятелен и одновременно искушен в своих  вкусовых предпочтениях. Он выбирает продукцию определенного, достаточно высокого качества, интересную и оригинальную по рецептуре и вкусу. Как следствие, на рынке замороженных полуфабрикатов наметилась явная тенденция роста сегмента продуктов класса «премиум». Данный тренд прослеживается как на традиционных рыночных сегментах, таких как пельмени, так и на новых, в частности сегменте сложнорецептурных продуктов.

Таким образом, в ближайшие годы акцент в развитии рынка мясной заморозки будет сделан на современные высокотехнологичные продукты, изделия полной готовности, а также продукты «премиум» класса.

Следуя тенденциям рынка, наша компания в июне этого года запустила производство элитных готовых обедов совместно с хорватским отелем Palace Hotel Zagreb, в тестовом режиме начала выпуск изделий мини-пиццы, круассанов, продуктов из слоеного теста. Мы запустили на предприятии «Балтмукомол» вторую линию по произодству лазаньи, а также увеличиваем порции наиболее популярных у потребителей продуктов из категории готовых обедов— лазаньи с мясной и грибной начинками. Мы также активно продолжаем расширять наш основной ассортимент за счет сложнорецептурных продуктов с начинкой под ТМ «Золотой Петушок».

Так значит, будущее у замороженных полуфабрикатов есть?

В Америке и Европе уровень жизни и ее темпы диктуют новые правила, в том числе и в приготовлении пищи. Учитывая данные тенденции сегодня обойтись без замороженного продукта практически невозможно. В последние годы на Западе наблюдается тенденция увеличения спроса со стороны потребителей и сектора HoReCa на охлажденные продукты. Россия идет по аналогичному пути, но с определенным отставанием.

Отмечу, что в последние годы, в России замороженные продукты стали пользоваться большим спросом. Для работающей женщины, имеющей семью и детей, замороженный полуфабрикат или готовый обед - это практически единственный способ, не прилагая больших усилий, вкусно и быстро накормить всю семью.  При этом спрос постепенно смещается в сторону сложнорецептурных продуктов, а также изделий класса премиум. Российский потребитель стал более требовательным к качеству продукции. Фактор цены также остается важным, но качество продукта играет решающую роль при принятии решения о покупке.