Стагнировать или развиваться?
— 17 января 2009 —

СТАГНИРОВАТЬ ИЛИ РАЗВИВАТЬСЯ?

Наталия Кузнецова


В 2008 году российский рынок замороженных полуфабрикатов стагнировал. Поскольку основные сегменты рынка уже сформированы и насыщены, движение происходило в небольших и нетрадиционных нишах: готовых блюд, продуктов, отвечающих тенденциям здорового питания, национальных блюд различных кухонь. Не исключен вариант, что в связи с кризисом «оживут» наиболее емкие, традиционные сегменты рынка, например пельмени, а с ними и весь рынок.
Рынок замороженных полуфабрикатов (ЗПФ) в России почти полностью сформиро-ван. По данным компании «Бизнес Аналитика», в первом полугодии 2008 года дина-мика рынка замороженных полуфабрикатов была более чем скромная. Это вызвано в первую очередь насыщением наиболее емкого сегмента замороженных полуфаб-рикатов - пельменей, а также близостью к насыщению других крупных сегментов. «Более того, следуя моде на здоровый образ жизни, потребитель переходит с замо-роженных продуктов на охлажденные - более свежие, а значит, качественные. Осо-бенно эта тенденция касается Москвы и Санкт-Петербурга, где уже вряд ли стоит ожидать существенного увеличения продаж замороженных полуфабрикатов», - от-мечает старший аналитик компании «Бизнес Аналитика» Елена Монахова. «Ожида-ется, что в ближайшие два-три года рынок замороженных полуфабрикатов в нату-ральном выражении будет расти медленнее, чем сегмент продовольствия в целом, - считает вице-президент компании «Продукты питания» Дамир Имамович. - Это свя-зано с изменением структуры рынка в целом, когда традиционные и наиболее емкие сегменты рынка показывают низкие темпы прироста или даже стажируют например пельмени или котлеты, Вместе с тем отдельные сегменты демонстрируют высокие темпы прироста. Так, в 2007 году рост полуфабрикатов из мяса птицы составил по-рядка 29%, а их доля увеличилась до 40% от общего количества мясных полуфабри-катов». «Потребление замороженных полуфабрикатов растет не так, как четыре-пять лет назад, но рост есть. Происходит перераспределение между сегментами и увеличивается доля высоких ценовых сегментов. Сейчас ситуация более стабиль-ная, чем пару лет назад, даже происходит легкая стагнация. Такое ощущение, что игроки на рынке довольны достигнутыми результатами и пока остановились на этом», - комментирует ситуацию директор компании «Петроград» Александр Черных. По прогнозу компании «Ветра-маркетинг», емкость рынка замороженных полуфабри-катов по итогам 2008 года составит около 1750 тыс. т (1698 тыс. т по итогам 2007 го-да рост порядка 3-3,2%). В денежном выражении рост рынка в 2008 году составит 18-19%. «Емкость рынка в 2007 году, по данным аналитиков, - около $3 млрд, пред-варительный прогноз на 2008 год - $3,5- 3,8 млрд. Я думаю, что эта цифра преуве-личена, так как прогноз был сделан до роста курса доллара. В 2008 году денежный объем рынка будет составлять $3,2 млрд», - говорит президент компании «Продукты питания» Стефано Влахович. «Темпы роста рынка в денежном выражении выше, чем в натуральных показателях, поскольку это связано с обменным курсом рубля и увеличением доли дорогих полуфабрикатов в общей структуре продаж», - добавляет Дамир Имамович. В 2009 году ожидается некоторое замедление темпов роста до 10-12% в годовом исчислении. «В целом, рынок полуфабрикатов имеет тенденцию к росту в среднем на 10-15% в годовом исчислении и, несмотря на кризисные явле-ния, сохранит положительную динамику в 2009-2011 годах. При этом покупательский спрос сместится в пользу полуфабрикатов из мяса птицы. Уже сегодня, согласно оценкам экспертов, потребление продукции из мяса птицы растет в два раза быст-рее, чем продуктов из говядины»,
- сообщает Дамир Имамович.
Усложняя рецептуры. По данным «Ветра-маркетинг», самый емкий сегмент рынка замороженных полуфабрикатов мясные полуфабрикаты (45,29%). «Пельмени - продукт исторический, и сейчас пельмени в России популярны - как были самыми популярными замороженными полуфабрикатами, так ими и остались. На втором месте
- котлеты. На третьем - вареники и хин-кали», - говорит Александр Черных. «На российском рынке пельмени остаются самым крупным сегментом замороженной продукции. Во многом это дань традициям и результат народной любви к исконно русскому продукту. Также присутствуют и другие традиционные продукты, такие как блинчики и вареники», - отмечает Елена Монахова. Рост полуфабрикатов из мяса птицы в 2007 году составил 29%. Этот сегмент занимает более 18% суммарного объема рынка ЗПФ (данные «Ветра-маркетинг»), Потребители выбирают более интересные продукты с точки зрения оригинальности и сложности рецептуры, но легкости приготовления. «Именно поэтому в последние годы производители идут по пути усложнения как рецептуры, так и технологии производства. Одной из последних инновационных разработок является производство продуктов более глубокой промышленной переработки, - считает Дамир Имамович. - Так, в частности, наша компания выпускает натуральные продукты полной готовности, которые изготавливаются из натурального цельного мяса цыпленка». Эксперты утверждают что все более популярными становятся готовые блюда, нетрадиционные продукты и национальные блюда различных кухонь. «Активно будет развиваться сегмент блинчиков и готовых блюд, на фоне стагнации прочих сегментов: вареников, пельменей, замороженных мясных полуфабрикатов. Появления инновационных продуктов следует ожидать в первую очередь в готовых блюдах, к примеру, в 2007 году на рынке появился такой продукт как шаурма. Безусловно, новинки появятся и в других сегментах - скорее всего, это будут продукты, отвечающие тенденции здорового питания, а также премиальные полуфабрикаты с нестандартными начинками», рассказывает Елена Монахова. К примеру, компания «Петроград» производит пельмени со шпинатом и хинкали. Компания «Морозко», по словам PR-менеджера Алины Новожиловой, в скором времени под торговой маркой «Цезарь» будет выпускать готовые блюда, позволяющие покупателям совершить гастрономическое путешествие по этнической кухни Азии и Средиземноморья. Компания «У Палыча» предлагает пельмени «Штучки» с судаком и сомом, с кроликом и грибами, японские пельмени «Гёдзе», биточки с кальмаром и сомом, зразы с морской капустой, чебуреки с бараниной. «В 2007 году заметно вырос интерес к комплексным готовым блюдам: рост составил 24,5%. Сектор готовых блюд быстрого приготовления будет одним из быстрорастущих в 2008-2009 годах», - резюмирует Дамир Имамович.
Аргументы в пользу стабильности.
Рост темпа жизни и занятость населения плюс национальная любовь к пельменям - вот основные причины стабильного потребления замороженных полуфабрикатов в России. «Пельмени и другие полуфабрикаты потому и популярны, что у потребите-лей очень мало времени, так как жизнь ускоряется», отмечает Александр Черных. Рост уровня доходов также способствует увеличению потребительского спроса на рынке замороженной продукции. На втором месте находится такой фактор, как вкус и качество продукта. На третьем - широкий ассортимент продукции». «Меняется от-ношение потребителей к полуфабрикатам: рост качества продукции в 2007-2008 го-дах отмечают 17-19% респондентов, а доля активных потребителей выросла за по-следние три года более чем на 15%. Доля потребления полуфабрикатов к 2011 году будет составлять около 60%», - говорит Стефано Влахович. Однако, возможно, еще одним толчком к развитию рынка станет нагрянувший кризис - в силу того, что вновь станут популярными самые массовые сегменты: среднеценовой и сегмент мясных полуфабрикатов. «Даже в условиях кризиса рынок замороженных полуфа брикатов будет расти, хотя и немного другими темпами. Сократится спрос на премиальную продукцию, - прогнозирует Стефано Влахович. - Но в условиях тяжелой экономиче-ской ситуации самый простой способ получить белок это курица. Производители по-луфабрикатов из мяса птицы могут выиграть за счет смещения покупательского спроса. Поэтому в 2009 году мы ожидаем увеличение объема на 2,5-3%». «В по-следние годы наблюдается устойчивое увеличение продаж замороженных полуфаб-рикатов, в основном за счет частоты потребления и новых видов продукции. Наме-тившаяся тенденция роста объемов рынка замороженных полуфабрикатов не сдаст свои позиции и в следующем году - уверена Алина Новожилова. - Рынок ЗПФ будет развиваться и дальше, в основном за счет новых сегментов и увеличения частоты потребления продуктов. Возможно, что именно кризисные условия ускорят этот про-цесс. В зависимости от рыночной ситуации будет происходить перераспределение по ценовым сегментам. Крупные игроки будут увеличивать свои доли в основном за счет поглощения мелких производителей и консолидации бизнеса». Стефано Влахо-вич считает, что помимо роста спроса по традиционным полуфабрикатам и роста спроса в среднем ценовом сегменте произойдет снижение затрат на вывод и про-движение новых марок, а также снижение уровня конкуренции в среднем и высоком ценовых сегментах. Так что кризис иногда бывает даже полезным. Наталия Кузнецо-ва.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ЗАМОРОЖЕННЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ.
39% В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОРИЕНТИРУЮТСЯ НА ОПЫТ ПРЕДЫДУЩИХ ПОКУПОК.
30% ВЫБОР ПРОДУКТА ПРОИСХОДИТ СПОНТАННО, ПОКУПАЕТСЯ УВИДЕННЫЙ НА ПРИЛАВКЕ ТОВАР, ВНЕШНИЙ ВИД КОТОРОГО ПОКАЗАЛСЯ НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ.
45% ПРИ ПОКУПКЕ КУРИНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НА КАЧЕСТВО. 21% - ВНЕШНИЙ ВИД И ЦЕНА ПРОДУКЦИИ ИМЕЮТ РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
По данным «Ветра-маркетиш », исследование проводилось в 2008 году в торговых точках г. Москвы.

Дамир Имамович. вице-президент компании «Продукты питания»
Ожидается, что в ближайшие два-три года рынок замороженных полуфабрикатов в натуральном выражении будет расти медленнее, чем сегмент продовольствия в це-лом. Это связано с изменением структуры рынка, когда традиционные и наиболее емкиe сегиенты рынка показывают низкие темны прироста или даже стагнируют, на-пример, пельмени или котлеты. Вместе с тем отдельные сегменты демонстрируют высокие темпы прироста. Так в 2007 году рост полуфабрикатов из мяса птицы со-ставил до 29%, а их доля увеличилась до 40% от общего количества мясных полу-фабрикатов. В денежном выражении рост рынка в 2008 году составит 18-19%. В це-лом, рынок полуфабрикатов имеет тенденцию к росту в среднем на 10-15% в годо-вом исчислении и. несмотря на кризисные явления сохранит положительную дина-мику в 2009-2011 годах. При этом покупательский спрос сместится в пользу полу-фабрикатов из мяса птицы.

ОТДЕЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА ЗАМОРОЖЕННЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ ДЕМОНСТРИРУЮТ ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА ТАК, В 2007 ГОДУ РОСТ ПОЛУФАБРИКАТОВ ИЗ МЯСА ПТИЦЫ СОСТАВИЛ ПОРЯДКА 29%, А ИХ ДОЛЯ УВЕЛИЧИЛАСЬ ДО 40% ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА МЯСНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ.

Александр Черных, директор компании «Петроград»
Потребление замороженных полуфабрикатов растет не так как четыре-пять лет назад, но роет есть. Происходит перераспределение между сегментами и увеличивается доля высоких ценовых сегментов. Сейчас ситуация более стабильная, чем пару лет назад, даже происходит легкая стагнация. Такое ощущение, что игроки на рынке довольны достигнутыми результатами и пока остановились на этом. Пельмени - продукт исторический, поэтому популярны в России и сейчас. Пельмени как были самыми популярными заморожеными полуфабрикатами. так и остались. На втором месте - котлеты, на третьем - вареники и хинкали.

РЫНОК ЗАМОРОЖЕННЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ ИМЕЕТ ТЕНДЕНЦИЮ К РОСТУ В СРЕДНЕМ НА 10-15% В ГОД И, НЕСМОТРЯ НА КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, СОХРАНИТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ДИНАМИКУ В 2009-2011 ГОДАХ.

Елена Монахова, старший аналитик компании «Бизнес Аналитика»
В первом полугодии 2008 года динамика рынка замороженных полуфабрикатов более чем скромная. Это вызвано, в первую очередь насыщением наиболее емкого сегмента замороженных полуфабрикатов- пельменей, а также близостью к насыщению других крупных сегментов. Активно, на фоне стагнации прочих сегментов, будет
развиваться сегмент блинчиков и готовых блюд. Для рынка характерна сезонность. Увеличение продаж, как правило, приходится на осенне-зимний и Весной и летом, наоборот, происходит спад.