Замороженные полуфабрикаты: тенденции рынка в условиях кризиса
— 25 декабря 2009 —

Даже в условиях кризиса рынок замороженных полуфабрикатов демонстрирует устойчивый рост. Несмотря на замедление темпов роста в 2009 году, - на уровне 1% в натуральном выражении и на уровне 3% в денежном, рынок сохранит свою положительную динамику в последующие два года, что будет обусловлено доступностью сырья, снижением темпов инфляции, ростом доходов населения и, в итоге, увеличением спроса, - сказал президент компании «Продукты Питания» Стефано Влахович, выступая на VIII ежегодном форуме Института Адама Смита «Агробизнес и пищевая промышленность России».

- Основную долю рынка замороженных полуфабрикатов по-прежнему занимают мясные: почти 45%. При этом наиболее перспективным сегментом в ближайшее время будут традиционные мясные полуфабрикаты и продукция среднего и низкого ценового уровня.
Рост потребления мясных полуфабрикатов, как самого емкого сегмента рынка, обусловлен в первую очередь спросом на полуфабрикаты из мяса птицы, которые стали самым быстрорастущим сегментом за последние два года. По предварительным оценкам аналитиков рынок замороженных полуфабрикатов из мяса птицы вырос в 2009 году на 10–17% в натуральном выражении, а на период до 2011 года средние годовые темпы его роста составят от 6 до 8%.
Доля ЗПФ из мяса птицы составляет уже 48% от общего объема мясных полуфабрикатов. По данным Мясного союза, их потребление растет в два раза быстрее, чем продуктов из говядины, и в 2,5 раза быстрее, чем из свинины.
Тенденции потребления 2009 года демонстрируют, что спрос на ЗПФ из мяса птицы опережает спрос на другие виды мясных полуфабрикаты благодаря доступности по цене и росту предложений. Надо отметить, что в целом влияние кризисных явлений на российский продовольственный рынок оказалось умеренным. Кризис не привел к существенному сокращению потребления ЗПФ. На сегодняшний день, около 70% населения России покупают замороженные полуфабрикаты. Хотя частота покупок несколько снизилась, но потребители уже не отказываются от привычных продуктов, при этом доверие к марке и производителю, качество и вкус продукции остаются одними из ключевых факторов при выборе. Очевидно, что наряду с качеством возрастает значимость цены, как определяющего фактора покупки, особенно в регионах, где под влиянием кризиса усилилась конкуренция со стороны локальных марок и наблюдается увеличение употребления более дешевой небрендованной продукции.
Аналитики прогнозируют, что доля активных покупателей (частота потребления несколько раз в месяц и чаще) полуфабрикатов в период с 2009 по 2011 гг. вырастет с 49% до 53% за счет увеличения частоты употребления традиционных полуфабрикатов.
Розничная торговля продолжает оставаться основным каналом дистрибуции для полуфабрикатов. В выигрыше оказались дискаунтеры и магазины экономичного формата: их доля превысила 12%, а выручка по обороту выросла на 32% .Наблюдается тенденция к увеличению доли СТМ. Традиционные каналы розничной торговли (рынки и магазины у дома) наиболее актуальны для регионального рынка, их доля оценивается на уровне 13,5%.
Наиболее пострадал сегмент HoReCa (-3%), вследствие резкого сокращения посещаемости ресторанов. Согласно данным исследования «Комкон», от питания вне дома отказалось порядка 20% жителей мегаполисов.
Развитие рынка замороженных полуфабрикатов в ближайшие два года будет зависеть от уровня покупательной способности населения, расширения предложения доступной продукции хорошего качества, зависимости от импорта, роста общего уровня дистрибуции и дальнейшего развития современных форматов розничной торговли. От кризиса наиболее пострадают сегменты рынка ЗПФ с большой долей импорта из-за существенного увеличения цен. В более выигрышном положении окажутся производители, которые обеспечат приемлемое качество выпускаемой продукции, идеальное соотношение «цена /качество», хороший уровень дистрибуции, а также предприятия, ориентированные на переработку мяса курицы и свинины. Следует ожидать дальнейший роста спроса на традиционные полуфабрикаты и продукцию в среднем и эконом ценовых сегментах.
В России объем потребления замороженных полуфабрикатов составляет примерно 13 кг/чел. в год, что заметно ниже, чем в США и Европе. Это также свидетельствует о большом потенциале роста российского рынка.
В заключении скажу, что прогнозируемое аналитиками в 2010-2011 гг. улучшение экономической обстановки, будет дополнительно стимулировать спрос на замороженные полуфабрикаты, особенно из мяса птицы – как доступного по цене и перспективного сегмента.