О рынке замороженных полуфабрикатов
— 03 апреля 2010 —

Дамир Имамович, вице-президент компании «Продукты Питания»: Прошлый год для нас был очень непростым. Связано это было еще и с тем, что к концу 2008 года мы запланировали (еще за три года до этого) рефинансировать нашу кредитную линию. Но в наших планах четырехлетней давности не был учтен мировой кризис! А он существенно повлиял на все – в том числе на кредитную политику российских банков. Поэтому практический весь 2009 год мы чувствовали острую нехватку оборотных средств. В период 2003-2008 мы строили очень много, расширялись: запланировали, в том числе строительство нового консервного завода. И если бы ситуация была нормальной, мы рефинансировались бы к декабрю 2008 г. И 2009 должен был быть для нас хорошим годом, а 2010 – вообще отличным. Но все вышло иначе, поэтому сейчас, когда все хорошо, мы вспоминаем 2009 год одним словом: «пережили». В основном мы сосредоточились на работе с сетями, которые не прощают задержек продукции, ее отсутствия. Только к лету 2009 года мы, наконец, решили вопрос рефинансирования, а реальные деньги начали идти только к ноябрю. Думаю, похожая ситуация была и у других участников рынка. В итоге мы рефинансировали бизнес в течение года: это непозволительно долгий срок.

Что мы имеем на сегодняшний день? Мы достроили завод, смонтировали оборудование и через две-три недели произведем пробный запуск. Кроме того, когда, наконец, появились деньги, 2010 год мы объявили годом качества. Сейчас мы чувствуем себя более-менее свободно и можем на этом сосредоточиться. Мы ужесточили контроль и подняли уровень требований практически по всей линейке продукции – по некоторым позициям на 30%. И практически не подняли цену – только по некоторым позициям и буквально на несколько процентов.
Сейчас я могу сказать, что очень доволен тем, как мы работаем.
Сейчас мы активно расширяем ассортиментную матрицу и вводим продукцию из говядины и свинины в тестовом режиме. И я очень доволен, что некие наработки прошлого года, которые невозможно было реализовать из-за дефицита ресурсов, сейчас реализуются.
- Свинина и говядина новая для вас ниша. Как вам удалось решить вопрос с сырьем?
- Да, с мясом цыпленка мы работаем почти 20 лет и все же я продолжаю нарабатывать опыт, встречаюсь со специалистами в этой области, которые могут поделиться знаниями. В России есть очень много людей, которые много чего знают, еще в советские времена приобрели большой опыт в своей области, но сейчас их знания не востребованы, потому что считается, что в эпоху индустриализации производства продуктов питания их наработки устарели. Вот с такими людьми нужно общаться, перенимать у них опыт.
-Свинина и говядина пока новые для нас продукты, мы только начинаем входить в эту нишу. В области торговли мы имеем опыт, поскольку в 90-е годы продавали и свинину, и говядину, но в области переработки знаем пока мало. Несмотря на сложную ситуацию на мировом рынке говядины, мы готовы попробовать в этом сегменте.
- В чем сложность ситуации?
- На мировом рынке сложился большой дефицит говядины. Тем более велик дефицит говядины на российском рынке. Если свинину и курятину можно относить к индустриальным производствам, которые уже достаточно хорошо развиты в России, говядину пока в индустриальных масштабах у нас не производят. Последнее время сделано довольно многое для выравнивания ситуации с говядиной, но это крохи по сравнению с тем, что необходимо сделать – если мы хотим иметь в России качественную говядину по хорошей цене.
В 2009 и начале 2010 года такой крупный экспортер говядины как Аргентина просто запретила вывоз говядины из страны, чтобы сохранить на прежнем уровне снабжение местного рынка. Бразильцы, которые тоже много производят и потребляют говяжье мясо, сейчас столкнулись с ситуацией роста внутреннего потребления (из-за роста населения) и определенного повышения стандартов качества. И в этой ситуации внешний рынок становится не столь интересным, и есть смысл экспортировать только по очень высокой цене. Следствием этого стало падение предложения на внешнем рынке и – соответственно – цена на говядину поползла вверх. И надо еще учесть фактор Китая, который каждый год растет в объемах своего импорта и в ближайшие несколько лет обещает стать самым крупным импортером во всем мире. При таком раскладе - определились ли вы со своими поставщиками?
- Кризисный год был очень тяжелым и только сейчас я могу говорить об уроках того года с благодарностью. Чему нас научил этот год? Прежде всего, мы узнали, на кого из партнеров действительно можем положиться. Кроме того, мы провели оптимизацию внутренних ресурсов, анализ ассортимента, жестко обозначили критерии качества, усилили входной контроль сырья, контроль производственного процесса.
- В Калининградской области (где расположены наши заводы) есть одно хорошее мясоперерабатывающее предприятие, мы друг к другу присматриваемся и, думаю, наладим сотрудничество. Тогда среди наших поставщиков появится и крупный российский. Пока же свинину и говядину в основном поставляем из-за рубежа. Я вижу постепенный рост качества российского мяса, но пока много проблем. Одна из них - стандартизация. Недавно с одним представителем сети супермаркетов обсуждали, что они, как и мы, с большим удовольствием заказывают импортное мясо, потому что заранее точно знают, каков будет размер упаковочной коробки, размер куска – и ничего не нужно изобретать. И приходится отказываться от более вкусного отечественного мяса, которое разделано и упаковано не самым лучшим образом.
Большая часть нашего сырья импортное. Из-за коньюнктуры мирового рынка и благодаря повышению качества российского сырья процент отечественного сырья в нашей продукции будет явно расти. У нас есть свой план решения этого вопроса и реализация его уже близка.
- Вы не думали о том, чтобы построит свою сырьевую базу?
- Думали
- И как, получается?
- Это нужно делать в любом случае, потому что нужно в своем портфеле предложений иметь и это. Мы не хотим полностью заменить импортное сырье отечественным, но собираемся их скомбинировать. Тем самым хотим уменьшить зависимость от импорта и дать новый импульс своему бизнесу. Как мы постепенно добавляем в нашу линейку свинину и говядину, так добавится и мясо птицы, выращенной в Калининградской области.

По куриному мясу:
- мы в том числе покупаем свое сырье в Америке. Когда импорт американской курятины прикрыли, у нас многие интересовались, как мы выживаем в таких условиях. Но мы очень быстро переориентировались. Конечно, отсутствие базового поставщика влияет на все, но это дает и эффект повышения мобильности. В этой ситуации крепнешь, учишься быстро реагировать. Выход из положения всегда можно найти. Но в любом случае мы ожидаем довольно быстрого возвращения американского мяса птицы. По моим сведениям (как с американской, так и с российской стороны), соглашение, которое уже почти одобрено, позволит поставлять на российский рынок еще более качественное сырье, потому что группа российских представителей, которую курирует г-н Онищенко, добилась хороших результатов в переговорах.
- Поменялось ли что-нибудь в вашей ценовой политике?
- Ничего не поменялось. Конечно, во время кризиса мы несколько скорректировали ценники – но незначительно. Но сейчас мы клиенту возвращаем это тем, что не меняем цену, а поднимаем качество. Ведь себестоимость сырья на мировом и российском рынке подскочила, причем существенно, а мы цену не корректируем. Мы хотим в течение 2010 года скомпенсировать тот вынужденный подъем цены, который был в 2009 г. Теперь наша задача состоит в том, чтобы вернуть тех потребителей, которые были вынуждены перейти на более дешевые продукты под влиянием финансовых неурядиц, а также тех, кто стал в 2009 году покупать меньше и перестал экспериментировать. Мы должны предложит им продукт по хорошей цене, чтобы они вновь стали пробовать новое.
- Будет ли вторая волна кризиса?
- Я не верю во вторую волну. Меня больше беспокоят невысокие темпы развития промышленности в России в целом. Хотелось бы, чтобы все развивалось быстрее, потому что если люди будут зарабатывать больше, они легко смогут повысить свои притязания в области питания, будут пробовать новые продукты, и рынок оживет. Мы сможем обновлять и расширять ассортимент, будет усиливаться конкуренция в среде ритейла, и они вынуждены будут пересматривать правила работы. И тогда все мы будем жить лучше.
Мы можем быть бесконечно креативными, умными, технологичными, но если мы не получим отклика со стороны потребителя, не завоюем его доверия – все впустую.