Комментарии вице-президента компании "Продукты Питания" Теи Гргурич в обзоре рынка ЗПФ
— 20 сентября 2010 —

 Производите ли СТМ в сегменте замороженной продукции?

У компании «Продукты Питания» за 12 лет развития на рынке ЗПФ накопился значительный опыт работы в рамках партнерских проектов. По направлению СТМ мы работаем с практически всеми крупными операторами розницы такими, как «Магнит», «Перекресток», «Копейка», «Квартал», «Дешево» и другими крупными розничными сетями.
Мы также предлагаем нашим партнерам в рознице такой формат сотрудничества, как кобрендинг, при этом гарантом качества дополнительно выступает наша ТМ «Золотой Петушок». Как правило, внедрение такого продукта быстрее, а расходы на продвижение меньше.
Если работа с СТМ — тренд в рознице, то для нас, как производителя, более интересен сегмент HoReCа с точки зрения перспективы этого канала дистрибуции и рентабельности, несмотря на то, что требования к производству и продукту значительно выше, что каждый продукт разрабатывается под клиента, и период от разработки до внедрения намного дольше, а расходы на R&D (research & development) значительно выше.
Основным условием работы в сегменте HoReCa для производителей — это высокое качество продукта и высокие стандарты производства, которые наша компания может обеспечить клиентам.
Мы производим продукт под конкретный заказ конкретного Заказчика — «tailоr made product». Каждый заказчик предъявляет определенные требования к продукту и его качеству на основании брифа, и Заказчик, как правило, проводит аудит производства в соответствии со своими стандартами. В такой ситуации рынок производителей-поставщиков более узкий, чем на рынке розницы.
Сегодня доля СТМ в обороте компании составляет 2,5%–3,5 %. Это объясняется тем, что наша стратегия основана, прежде всего, на производстве и продвижении своих ТМ, поэтому для нас оптимальным является вариант, когда доля СТМ не перевешает 5% от общей загрузки мощностей.
Мы считаем, что для замороженных продуктов HoReCa — очень перспективное альтернативное направление сбыта.


От чего зависит спрос на рынке замороженной продукции? Высока ли зависимость у покупателей от брендов?

В сегодняшних условиях, на наш взгляд, основным фактором выбора продукции того или иного производителя в больших городах является соотношение качества и цены, а в малых городах — цена.
ТNS Gallup ( Россия 2/2009 ) ранжирует критерии выбора ЗПФ : состав, цена , марка …
Наши исследования, которые проводили совместно с «Ветра-маркетинг» показывают, что при покупке мясных ЗПФ москвичи в первую очередь обращают внимание: на качество - 45% опрошенных, 21% опрошенных — на внешний вид и цену, а для 13% опрошенных потребителей на выбор продукта влияет знание марки производителя и опыт предыдущей покупки.
Качество и вкус продукции, цена и доверие к марке/производителю остаются одними из главных ключевых факторов при выборе замороженных полуфабрикатов. Эти данные говорят еще и о том что нет явных брендов лидеров. Есть ТМ, которые, если их потребитель знает и находит на прилавке, то продукцию под этими ТМ он и покупает. Нет привязанности к определенным маркам (или это пока еще находится на низком уровне), не сформировано более четко отношение — доверие к категории. Потребитель понимает функциональные преимущества, но не понимает ценности определенных ТМ и категории ЗПФ в целом.
Сегодня борьба за лояльность потребителей стала актуальной темой у всех. Кризис сегодня дал нам знать, что время экстенсивного роста прошло. Изменились потребительские предпочтения и поведение, среда стала более агрессивной и уязвимой. Считаю, что в данном направлении работы для нас, маркетологов, очень много.