Непримиримая борьба пельменей
— 31 марта 2005 —

На рынке замороженных продуктов продолжается быстрый рост Рынок замороженных продуктов, в частности полуфабрикатов, готовых к употреблению, продолжает оставаться самым быстрорастущим сегментом - ежегодный прирост по отдельным позициям здесь достигает 30%. Наша страна стремительно наверстывает упущенное в 80-90-х годах прошлого века. Основная тенденция развития этого рынка в начале XXI века - быстрое замещение импортных товаров отечественными. Это неудивительно, поскольку цена своих аналогичных продуктов ниже на 25-50%. В результате этот рынок за последние 4-5 лет фактически удвоил свой объем, что происходило как за счет роста уровня потребления, так и путем наращивания производственной базы предприятий. Каких перемен следует ждать на этом рынке в ближайшие годы? Предлагаем обзор на эту тему, подготовленный аналитиками компании "Продукты Питания".

В настоящее время (по данным 2004 г.) емкость рынка замороженных продуктов оценивается в $1, 7-1, 8 млрд, относительно 2003 г. прирост составит примерно 15-17%. Примерно такой же прирост ожидается и в 2005 году -14-16%. Аналогичная динамика может сохраниться еще несколько лет. На каждого жителя России сейчас приходится чуть больше 8-9 кг замороженных продуктов в год. По сравнению с другими странами российский рынок заморозки находится в стадии становления. К примеру, в Германии за последние 30 лет среднегодовое потребление замороженных продуктов выросло с 10, 6 до 34, 3 кг на одного человека. Это значит, что у российского рынка замороженной продукции есть огромный потенциал для развития. Наиболее динамично сейчас развивается направление овощной заморозки, готовых обедов, заморозка из теста, продукция из мяса птицы, а также комбинированные, сложносоставные и специфические продукты, продукция класса "Премиум". Годовой прирост по этим группам составляет от 20 до 35% в год (последняя цифра - по пицце, готовым блюдам). Меняется и сама структура рынка замороженных полуфабрикатов по видам применяемого для их производства сырья. Самым перспективным и удобным видом сырья, и это осознали многие российские бизнесмены, является мясо птицы. Сейчас доля полуфабрикатов из мяса птицы составляет примерно 25% от всех мясных полуфабрикатов и развивается более интенсивно, нежели другие сегменты. Для сравнения: в нашей стране в структуре потребления мяса птица занимает 30-32%, а в США - 55%, свинина -40%, а говядина - всего 5%. Потребление продукции из мяса птицы растет в 2 раза быстрее, чем продуктов из говядины и в 2, 5 раза быстрее, чем из свинины. Это объясняется рядом причин. Доступная для всех производителей и потребителей цена. Технологичность и удобство переработки сырья и производства готовых изделий. Полезность мяса птицы, которое является самым доступным и здоровым диетическим источником белка в рационе человека. Производство мяса птицы является наиболее рентабельным, дает самый быстрый оборот капитала и позволяет быстро восполнить дефицит животного белка в рационе россиян. Сейчас в рационе питания жителя России на долю мяса птицы приходится 30-35% (объем рынка - 2, 2-2, 4 млн тонн). Председатель правления Мясного союза России М. Мамиконян считает, что в 2010 году мясо птицы составит половину всего потребляемого в стране мяса (5 млн т из 10 млн т). Если предположить, что доля полуфабрикатов из мяса птицы к 2010 г. составит 8-10%, можно предположить емкость этого сегмента рынка в 450-500 тыс. тонн в год. В последние четыре года объем рынка замороженных полуфабрикатов рос особенно быстрыми темпами: в 2000 году прирост к предыдущему году составил 25-26%, в 2001 году - 23-25, 2002 - 18-20, в 2003 году - 16-18%, и общий объем рынка, по разным данным, достиг 700-750 тыс. т. Подобным образом растет сегмент рынка полуфабрикатов из мяса птицы (части птицы с приправами и специями, в панировке, котлеты, нагетсы, кордон блю и т.д.). В 2004 году объем этого сегмента составил 203 тыс. т (прирост к предыдущему году - 15%), в 2005 он вырастет до 230 тыс. т (14%). Далее, по мере насыщения рынка, процент прироста будет плавно снижаться, а объем рынка достигнет, по нашим прогнозам, 290 тыс. т в 2007 году, 390 тыс. т в 2010 году и 510 тыс. т в 2014 году. На рынке растет доля продуктов, которые, помимо всех достоинств замороженных продуктов, имеют сбалансированный состав, содержат витамины и микроэлементы, позволяют потребителям вести здоровый образ жизни, контролировать калорийность своего питания. Наиболее сильная конкурентная борьба идет в самом емком сегменте рынка - замороженных пельменях. Борьба идет на всех ценовых уровнях, что объясняется существующим высоким уровнем доходности данного бизнеса, а также недорогим входным цензом на этот рынок. Заметнее всего конкуренция в сегменте продуктов класса "Премиум" - идет борьба за покупателя с высокими доходами и средний класс. Эта ситуация уже начала проецироваться и на все остальные виды замороженных продуктов высокого ценового сегмента. Российский рынок, несмотря на присущую ему специфику, развивается по мировому сценарию. И в Америке, и в Европе основными потребителями продукции таких крупных предприятий, как "Продукты питания", являются сети питания - "фуд-сервисы", супермаркеты стоят на втором месте, и лишь небольшая доля продукции реализуется на рынках. Пока доля заказов от сетей питания небольшая -около 2-3%, но именно это направление рынка имеет колоссальный потенциал развития. В компании прогнозируют увеличение доли заказов от сетей питания до 25% в ближайшие несколько лет. Стоит отметить, что именно полуфабрикаты из мяса птицы, в отличие от других видов мясных замороженных продуктов, имеют наивысшую динамику роста доля рынка и высокий потенциал развития в будущем. У прочих производителей основной ассортиментной группой является другая продукция - пельмени ("Дарья", "Талосто", "Равиолли"), мясные и колбасные изделия (БИКОМ, Микояновский МК, Лианозовский МК, Останкинский МК). У птицеперерабатывающих предприятий ("Элинар-Бройлер", Петелинская ПФ) основным видом продукции является мясо бройлеров, натуральная мясная разделка. Основной статьей дохода крупных импортеров, например бразильских компаний "SADIA" и "PERDIGAO" также является импорт целиковой птицы и ее разрубов. Кроме того, существующие таможенные пошлины и значительная удаленность производства делают их полуфабрикаты неконкурентоспособными по цене. Пока большинство производителей полуфабрикатов рассматривают это производство как дополнительное к основному виду.

Компания "Продукты Питания" рассматривает это направление деятельности как основное, отсюда и техническая политика, направленная на оснащение самым новейшим оборудованием, большие инвестиции в развитие производственной базы.

Фото: - На снимке: на продуктовой линии компании "Продукты питания".