Удвоение "Золотого Петушка"
— 10 сентября 2005 —

Через месяц компания «Продукты Питания» запускает в Ка­лининграде новый производственный цех, который позволит по­высить объемы выпуска готовой продукции с этой полюбившейся россиянам маркой в 2 раза. О том, что будут выпускать «Про­дукты Питания», сколько и какие инвестиции будут еще сделаны в экономику России (и Калининградской области, в частности), и не только об этом в эксклюзивном интервью «Вечерке» рассказал руководитель и владелец компании — Стефано Влахович.

- Производство, которое вы вы­строили в Калининграде за эти три года, по отзывам экспертов, пре­вратилось в крупнейший в России, да и в Европе, завод по производ­ству куриных полуфабрикатов. Объемы очень большие. Неуже­ли на рынке требуется еще про­дукция?

- Вот именно, требуется. Наш стол заказов сейчас напоминает русский   штаб   революции   в Смольном. Нам звонят супермар­кеты, магазины, просят, например, отгрузить 120 тонн. А наши со­трудники отвечают, что сегодня могут дать данному супермаркету 39, 40 или 60 тонн. И далее в том же духе. То есть, несмотря на то, что сегодня мы производим 380 тонн куриных и овощных полу­фабрикатов, а также заморожен­ной готовой продукции в сутки, мы не поспеваем за спросом на нашу продукцию. Рынок в России и в странах СНГ очень объемный, и его можно и нужно осваивать.

-  В общем, со строительством нового, четвертого по счету, цеха на вашем заводе вы как раз во вре­мя. Сегодня, во время экскурсии по предприятию, я обратила вни­мание на то, что этот цех даже чисто визуально — то есть ио раз­мерам и количеству оборудования - раза в два больше всех преды­дущих...

- Совершенно верно, с вводом в эксплуатацию этого цеха про­изводительность нашего предпри­ятия вырастет примерно вдвое. И позволит производить до 600 тонн продукции в сутки, лучше удов­летворять потребительский спрос. Общая площадь нового подраз­деления нашего предприятия — 40 тысяч квадратных метров. Вы, на­верное, обратили внимание, что строительные работы практичес­ки закончены. Идет монтаж обо­рудования. Примерно через месяц, в октябре, цех заработает на пол­ную мощность.

-  Каков сейчас общий объем инвестиций в проект «Продукты Питания»?

-  Со строительством четвер­того цеха общий объем капита­ловложений перевалил за 100 миллионов долларов. Но это еще не предел развитию проекта. Как я уже сказал, российский рынок — очень благодатный. Чтобы его насытить теми же куриными и овощными полуфабрикатами, нужно еще строить и строить. Для сравнения, в Штатах работают сотни заводов, подобных нашему. В России мы пока одни-единственные. Между тем по уровню социального развития и занято­сти мужчин и женщин на рабо­те Россия от США мало отлича­ется. Значит, такая продукция, как наша, еще долго будет востребо­вана. И мы будем еще строить и еще инвестировать.

-  Что в ближайших планах?

-  Открытие еще одного заво­да компании «Продукты Пита­ния» в одном из городов облас­ти. Пока не буду говорить, в ка­ком именно. Однако переговоры уже проведены. Договоренности есть. Взаимопонимание с властя­ми — тоже. Думаю, если проект осуществится (а этот завод бу­дет очень большой - более 110 тысяч квадратных метров), мы на некоторое время решим проблему потребности в нашей продукции на российском рын­ке. Но лишь на время.

-  Сколько новых рабочих мест появится на «Продуктах Питания», когда войдут в строй новые цеха?

- С вводом в строй четвер­того цеха в Калининграде по­явится еще 600 новых рабочих мест. Всего же на предприятии будут трудиться уже 2500 чело­век. Ну а со строительством за­вода в одном из городов обла­сти появится еще 3000 рабочих мест. Естественно, что налого­вые отчисления от работы на­шего предприятия будут со­ставлять большую долю бюдже­та этого городка, а средняя зар­плата жителей, как минимум, уд­воится.

-  Хотя вы и не говорите, ка­кому именно населенному пункту привалило «инвестиционное сча­стье», подозреваю, что ваш новый завод позволит трудоустроить практически все трудоспособное население этого местечка.

-  Не совсем все, но думаю, в каждой семье будет кто-то, кто ра­ботает на «Продуктах Питания».

- А какова сегодня средняя за­работная плата на вашем предпри­ятии?

- Около 11 тысяч рублей в ме­сяц,

-  Охарактеризуйте, пожалуй­ста, ваше присутствие на осталь­ной территории России сегодня. Судя по той оценке пищевого рынка и потребительского спро­са, что вы сообщили в нашем се­годняшнем разговоре, наверняка будете строить производства и в других городах...

-  У нас уже работают центры дистрибуции (продаж) готовой продукции в Москве, Краснода­ре, Новосибирске, Екатеринбур­ге. В Новосибирске мы сейчас строим большой центр продаж на 10 тысяч квадратных метров. В перспективе там будет организо­вано производство пельменей. По­чему пельмени мы хотим делать именно в Новосибирске, думаю, понятно. Это ведь настоящая си­бирская еда. Где же ее произво­дить, как не в Сибири.

-  Проект «Продукты Питания» в целом — это очень большие день­ги. Откуда капиталы?

-  Это хорватские инвестиции. Часть вложений — плод нашего семейного бизнеса. Другая — кре­диты Европейского банка рекон­струкции и развития (ЕБРР). Кстати, ЕБРР является одним из учредителей ООО «Продукты Пи­тания». У банка — 27,5% акций на­шего предприятия. А одним из уч­редителей ЕБРР, в свою очередь, является Правительство России, которое инвестировало в разви­тие банка более миллиарда дол­ларов. Так что мы частично при­надлежим и российскому прави­тельству. Все это делает наш биз­нес открытым и понятным как в России, так и в Европе и позво­ляет нам в случае необходимости получать кредиты для дальней­шего развития проекта. Да и что может быть понятнее, чем произ­водство пищевой промышленно­сти, делающее ставку на глубокую переработку продукта? Знаете, во всей пищевой цепочке (то есть от зерна, которое съела курица, и ку­риного мяса до готового блюда под одним из наших двух брэн­дов «Золотой Петушок" и «Домашняя Сказка»), моя доля труда, как переработчика, составляет 75%. По некоторым видам продукции этот показатель доходит до 80%. Когда-то я зани­мался поставками куриных окорочков в Россию. В какой-то мо­мент это было очень прибыльно. Но сейчас в России гораздо пер­спективнее заниматься глубокой переработкой.

- Кстати, о поставках. Отку­да вы берете столько сырья для та­кого большого предприятия, как «Продукты Питания»? Этот воп­рос сейчас, в период вспышки в российских регионах за Уралом птичьего гриппа, очень актуален.

- О, не волнуйтесь. Все закуп­ки совершаются нами в Брази­лии, США, а также в Калининг­радской области, у местных про­изводителей, то есть в регионах, где заболеваний нет. Так что все в порядке. К тому же, как вы сами могли видеть, наши цеха оснаще­ны новейшим оборудованием, предусмотрена повышенная си­стема защиты. В цех люди попа­дают лишь после специальной де­зинфекционной обработки. Это норма. При таком объеме капи­таловложений забота о качестве конечной продукции всегда вы­сока. Мы стремимся к тому, что­бы и вкус и безопасность продук­та, и его полезность — все эти показатели были бы привлека­тельны.

-  Как бы вы охарактеризова­ли инвестиционную ситуацию в России в целом и в Калининград­ской области,в частности?

- Я бы так сказал: российский рынок требует постоянного внимания. Он очень подвижен. Здесь хороши антикризисные управ­ленцы. Важна работа сплоченной команды, где каждый из ее чле­нов обладает высокой социаль­ной и деловой активностью, не­стандартным мышлением, способ­ностью принять адекватное ре­шение в меняющейся ситуации. Так, впрочем, везде. Современный мир не застрахован от кризисов и катастроф. На днях у нас смы­ло офис в Новом Орлеане, в США. Наши сотрудники отреагирова­ли на ситуацию правильно. Они не поддались панике, сохранили информацию. И уже через 48 ча­сов компьютерная сеть была вос­создана заново. И все работало. Вот за это я ценю тех, кто рабо­тает в команде «Продуктов Пита­ния». За умение быстро и нестан­дартно мыслить. За отношение к делу, которое не от возраста за­висит, но от общего настроя че­ловека. Мне кажется, в России се­годня проявились великолепные кадры для антикризисного управ­ления бизнесом. Именно поэто­му в управлении компанией — ин­тернациональная команда. Не только хорваты, американцы, ев­ропейцы, но и россияне.

- У нашей беседы есть еще один примечательный повод. Недавно вы стали почетным консулом Хор­ватии в Калининградской облас­ти. Для чего это вам необходимо? Это помогает бизнесу?

- Во-первых, я хорошо знаком с президентом Хорватии Стипе Месичем. Мы не раз обсуждали с ним проблему размещения хорват­ских инвестиций за рубежом. Поскольку Хорватия — небольшая страна, было принято решение концентрировать «заход» наших инвестиций в Россию в Калинин­граде. Консульство Хорватии, прежде всего, призвано помочь хорватским бизнесменам вложить свои капиталы в развитие эконо­мики Калининградской области. Я лично, как консул, являюсь провод­ником новых инвестиционных проектов в этот российский реги­он. Так, уже есть договоренность о приходе в Калининград конди­терского завода Кгаs. Помните шо­колад «Баядера»? Так вот, скоро его будут производить в Калининграде. И это только начало.

-  Будет ли построено здание Хорватского консульства в Кали­нинграде?

- Да, такие планы есть. В ста­дии согласования с мэрией города находится проект консульства. Оно будет располагаться возле Хлеб­ного озера в Калининграде. Как из­вестно, это озеро искусственное. Его берега проседают, разрушаются. И мы не только взялись за стро­ительство консульства, но, по до­говоренности с властями, восста­новим берега водоема, мост, кото­рый был до Второй мировой вой­ны. В консульстве можно будет по­лучить визы для поездок в Хор­ватию. Пока это можно делать во­обще без виз. Однако в перспек­тиве, около 2007 года, в связи с пра­вилами Евросоюза, визы все-таки появятся. И тогда наше консуль­ство облегчит дорогу в Хорватию россиянам, проживающим в Ка­лининградской области. В общем, у нас много планов. И я уверен, все сбудется.

 ДОСЬЕ «KB»

Стефано Влахович

Год рождения -1965, август. Образова­ние получил в University of California (степень бакалавра экономики), а также в Stanford University (MSM). Вла­деет несколькими язы­ками: родным — хорват­ским, итальянским, ан­глийским, русским. Се­мья принадлежит к ста­ринному княжескому роду Влаховичей, замок которых располагался на острове Хвар (древ­негреческий остров Фарос). Дом на острове, в котором Влаховичи проживают уже 500 лет, основал хорватский поэт и первопечатник эпохи Ренессанса Петр Гекторович, родственник и предок современного предпринимателя Стефано Влаховича. Герб рода отражает древнюю и непростую ис­торию земли: на нем изображены лодка, рука с саблей и отсечен­ная турецкая голова, как напоминание о судьбе турок, неоднократ­но пытавшихся захватить островок Хвар. Имя Степан (в итальянской транслитерации — Стефано) — родовое. Его носили и носят почти все мужчины рода Влаховичей.

Так звали отца Сте­фано, так же он сам назвал и своего маленького сына. Несмотря на вынужденную эмиграцию в Италию во времена Тито и национа­лизации в Югославии, в семье поддерживались национальные тра­диции. «Итальянцем я себя так и не ощутил, - говорит сегодня Сте­фано. — Я хорват». Отец Стефано был крупным коммерсантом. Мать — Люция Влахович — вела торговлю с Советским Союзом. Это были, по словам Влаховича, поставки технологического оборудования для советской промышленности.

- Моя мама была очень уважаемым в Советском Союзе челове­ком. С ее деятельностью был связан и мой первый приезд в Россию, и мой первый интерес к вашей стране. Случилось это в 1976году. Первые впечатления были самые сказочные. Советские представители, ви­димо, стремились показать иностранным гостям, что СССР — са­мая лучшая страна в мире, а коммунизм в ней уже победил. Мне, 11-летнему мальчику, выделили персональную « Чайку» с водителем и со­провождающим. Первое место, куда мы отправились, был «Детский мир» в Москве. Вы себе даже не представляете! Куда бы я ни по­смотрел, что бы мне ни понравилось, все эти игрушки, сувениры тут же становились моими. В общем, в Италию я после той маминой ко­мандировки вернулся полный самых восторженных впечатлений. Меня там даже прозвали коммунистом. Потом я приехал в Россию в кон­це 80-х — в начале 90-х. Я был уже взрослым, получившим образова­ние молодым человеком и трудился в фирме моего отца «Omnia Nuova».

Профессиональный опыт самого крупного иностранного инвес­тора Калининградской области таков: с 1997 года по настоящее время ~ ООО «Продукты Питания», президент. Ранее, с 1995 по 1997: «Тай-сон Фудс СНГ», директор. А еще раньше — с 1989 по 1995 — рабо­та в упомянутой выше «Omnia Nuova» (Москва, Милан).

Виктория ЧЕРНОВА