Удвоение "Золотого Петушка"
10 сентября 2005
Через месяц компания «Продукты Питания» запускает в Калининграде новый производственный цех, который позволит повысить объемы выпуска готовой продукции с этой полюбившейся россиянам маркой в 2 раза. О том, что будут выпускать «Продукты Питания», сколько и какие инвестиции будут еще сделаны в экономику России (и Калининградской области, в частности), и не только об этом в эксклюзивном интервью «Вечерке» рассказал руководитель и владелец компании — Стефано Влахович.
- Производство, которое вы выстроили в Калининграде за эти три года, по отзывам экспертов, превратилось в крупнейший в России, да и в Европе, завод по производству куриных полуфабрикатов. Объемы очень большие. Неужели на рынке требуется еще продукция?
- Вот именно, требуется. Наш стол заказов сейчас напоминает русский штаб революции в Смольном. Нам звонят супермаркеты, магазины, просят, например, отгрузить 120 тонн. А наши сотрудники отвечают, что сегодня могут дать данному супермаркету 39, 40 или 60 тонн. И далее в том же духе. То есть, несмотря на то, что сегодня мы производим 380 тонн куриных и овощных полуфабрикатов, а также замороженной готовой продукции в сутки, мы не поспеваем за спросом на нашу продукцию. Рынок в России и в странах СНГ очень объемный, и его можно и нужно осваивать.
- В общем, со строительством нового, четвертого по счету, цеха на вашем заводе вы как раз во время. Сегодня, во время экскурсии по предприятию, я обратила внимание на то, что этот цех даже чисто визуально — то есть ио размерам и количеству оборудования - раза в два больше всех предыдущих...
- Совершенно верно, с вводом в эксплуатацию этого цеха производительность нашего предприятия вырастет примерно вдвое. И позволит производить до 600 тонн продукции в сутки, лучше удовлетворять потребительский спрос. Общая площадь нового подразделения нашего предприятия — 40 тысяч квадратных метров. Вы, наверное, обратили внимание, что строительные работы практически закончены. Идет монтаж оборудования. Примерно через месяц, в октябре, цех заработает на полную мощность.
- Каков сейчас общий объем инвестиций в проект «Продукты Питания»?
- Со строительством четвертого цеха общий объем капиталовложений перевалил за 100 миллионов долларов. Но это еще не предел развитию проекта. Как я уже сказал, российский рынок — очень благодатный. Чтобы его насытить теми же куриными и овощными полуфабрикатами, нужно еще строить и строить. Для сравнения, в Штатах работают сотни заводов, подобных нашему. В России мы пока одни-единственные. Между тем по уровню социального развития и занятости мужчин и женщин на работе Россия от США мало отличается. Значит, такая продукция, как наша, еще долго будет востребована. И мы будем еще строить и еще инвестировать.
- Что в ближайших планах?
- Открытие еще одного завода компании «Продукты Питания» в одном из городов области. Пока не буду говорить, в каком именно. Однако переговоры уже проведены. Договоренности есть. Взаимопонимание с властями — тоже. Думаю, если проект осуществится (а этот завод будет очень большой - более 110 тысяч квадратных метров), мы на некоторое время решим проблему потребности в нашей продукции на российском рынке. Но лишь на время.
- Сколько новых рабочих мест появится на «Продуктах Питания», когда войдут в строй новые цеха?
- С вводом в строй четвертого цеха в Калининграде появится еще 600 новых рабочих мест. Всего же на предприятии будут трудиться уже 2500 человек. Ну а со строительством завода в одном из городов области появится еще 3000 рабочих мест. Естественно, что налоговые отчисления от работы нашего предприятия будут составлять большую долю бюджета этого городка, а средняя зарплата жителей, как минимум, удвоится.
- Хотя вы и не говорите, какому именно населенному пункту привалило «инвестиционное счастье», подозреваю, что ваш новый завод позволит трудоустроить практически все трудоспособное население этого местечка.
- Не совсем все, но думаю, в каждой семье будет кто-то, кто работает на «Продуктах Питания».
- А какова сегодня средняя заработная плата на вашем предприятии?
- Около 11 тысяч рублей в месяц,
- Охарактеризуйте, пожалуйста, ваше присутствие на остальной территории России сегодня. Судя по той оценке пищевого рынка и потребительского спроса, что вы сообщили в нашем сегодняшнем разговоре, наверняка будете строить производства и в других городах...
- У нас уже работают центры дистрибуции (продаж) готовой продукции в Москве, Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге. В Новосибирске мы сейчас строим большой центр продаж на 10 тысяч квадратных метров. В перспективе там будет организовано производство пельменей. Почему пельмени мы хотим делать именно в Новосибирске, думаю, понятно. Это ведь настоящая сибирская еда. Где же ее производить, как не в Сибири.
- Проект «Продукты Питания» в целом — это очень большие деньги. Откуда капиталы?
- Это хорватские инвестиции. Часть вложений — плод нашего семейного бизнеса. Другая — кредиты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Кстати, ЕБРР является одним из учредителей ООО «Продукты Питания». У банка — 27,5% акций нашего предприятия. А одним из учредителей ЕБРР, в свою очередь, является Правительство России, которое инвестировало в развитие банка более миллиарда долларов. Так что мы частично принадлежим и российскому правительству. Все это делает наш бизнес открытым и понятным как в России, так и в Европе и позволяет нам в случае необходимости получать кредиты для дальнейшего развития проекта. Да и что может быть понятнее, чем производство пищевой промышленности, делающее ставку на глубокую переработку продукта? Знаете, во всей пищевой цепочке (то есть от зерна, которое съела курица, и куриного мяса до готового блюда под одним из наших двух брэндов «Золотой Петушок" и «Домашняя Сказка»), моя доля труда, как переработчика, составляет 75%. По некоторым видам продукции этот показатель доходит до 80%. Когда-то я занимался поставками куриных окорочков в Россию. В какой-то момент это было очень прибыльно. Но сейчас в России гораздо перспективнее заниматься глубокой переработкой.
- Кстати, о поставках. Откуда вы берете столько сырья для такого большого предприятия, как «Продукты Питания»? Этот вопрос сейчас, в период вспышки в российских регионах за Уралом птичьего гриппа, очень актуален.
- О, не волнуйтесь. Все закупки совершаются нами в Бразилии, США, а также в Калининградской области, у местных производителей, то есть в регионах, где заболеваний нет. Так что все в порядке. К тому же, как вы сами могли видеть, наши цеха оснащены новейшим оборудованием, предусмотрена повышенная система защиты. В цех люди попадают лишь после специальной дезинфекционной обработки. Это норма. При таком объеме капиталовложений забота о качестве конечной продукции всегда высока. Мы стремимся к тому, чтобы и вкус и безопасность продукта, и его полезность — все эти показатели были бы привлекательны.
- Как бы вы охарактеризовали инвестиционную ситуацию в России в целом и в Калининградской области,в частности?
- Я бы так сказал: российский рынок требует постоянного внимания. Он очень подвижен. Здесь хороши антикризисные управленцы. Важна работа сплоченной команды, где каждый из ее членов обладает высокой социальной и деловой активностью, нестандартным мышлением, способностью принять адекватное решение в меняющейся ситуации. Так, впрочем, везде. Современный мир не застрахован от кризисов и катастроф. На днях у нас смыло офис в Новом Орлеане, в США. Наши сотрудники отреагировали на ситуацию правильно. Они не поддались панике, сохранили информацию. И уже через 48 часов компьютерная сеть была воссоздана заново. И все работало. Вот за это я ценю тех, кто работает в команде «Продуктов Питания». За умение быстро и нестандартно мыслить. За отношение к делу, которое не от возраста зависит, но от общего настроя человека. Мне кажется, в России сегодня проявились великолепные кадры для антикризисного управления бизнесом. Именно поэтому в управлении компанией — интернациональная команда. Не только хорваты, американцы, европейцы, но и россияне.
- У нашей беседы есть еще один примечательный повод. Недавно вы стали почетным консулом Хорватии в Калининградской области. Для чего это вам необходимо? Это помогает бизнесу?
- Во-первых, я хорошо знаком с президентом Хорватии Стипе Месичем. Мы не раз обсуждали с ним проблему размещения хорватских инвестиций за рубежом. Поскольку Хорватия — небольшая страна, было принято решение концентрировать «заход» наших инвестиций в Россию в Калининграде. Консульство Хорватии, прежде всего, призвано помочь хорватским бизнесменам вложить свои капиталы в развитие экономики Калининградской области. Я лично, как консул, являюсь проводником новых инвестиционных проектов в этот российский регион. Так, уже есть договоренность о приходе в Калининград кондитерского завода Кгаs. Помните шоколад «Баядера»? Так вот, скоро его будут производить в Калининграде. И это только начало.
- Будет ли построено здание Хорватского консульства в Калининграде?
- Да, такие планы есть. В стадии согласования с мэрией города находится проект консульства. Оно будет располагаться возле Хлебного озера в Калининграде. Как известно, это озеро искусственное. Его берега проседают, разрушаются. И мы не только взялись за строительство консульства, но, по договоренности с властями, восстановим берега водоема, мост, который был до Второй мировой войны. В консульстве можно будет получить визы для поездок в Хорватию. Пока это можно делать вообще без виз. Однако в перспективе, около 2007 года, в связи с правилами Евросоюза, визы все-таки появятся. И тогда наше консульство облегчит дорогу в Хорватию россиянам, проживающим в Калининградской области. В общем, у нас много планов. И я уверен, все сбудется.
ДОСЬЕ «KB»
Стефано Влахович
Год рождения -1965, август. Образование получил в University of California (степень бакалавра экономики), а также в Stanford University (MSM). Владеет несколькими языками: родным — хорватским, итальянским, английским, русским. Семья принадлежит к старинному княжескому роду Влаховичей, замок которых располагался на острове Хвар (древнегреческий остров Фарос). Дом на острове, в котором Влаховичи проживают уже 500 лет, основал хорватский поэт и первопечатник эпохи Ренессанса Петр Гекторович, родственник и предок современного предпринимателя Стефано Влаховича. Герб рода отражает древнюю и непростую историю земли: на нем изображены лодка, рука с саблей и отсеченная турецкая голова, как напоминание о судьбе турок, неоднократно пытавшихся захватить островок Хвар. Имя Степан (в итальянской транслитерации — Стефано) — родовое. Его носили и носят почти все мужчины рода Влаховичей.
Так звали отца Стефано, так же он сам назвал и своего маленького сына. Несмотря на вынужденную эмиграцию в Италию во времена Тито и национализации в Югославии, в семье поддерживались национальные традиции. «Итальянцем я себя так и не ощутил, - говорит сегодня Стефано. — Я хорват». Отец Стефано был крупным коммерсантом. Мать — Люция Влахович — вела торговлю с Советским Союзом. Это были, по словам Влаховича, поставки технологического оборудования для советской промышленности.
- Моя мама была очень уважаемым в Советском Союзе человеком. С ее деятельностью был связан и мой первый приезд в Россию, и мой первый интерес к вашей стране. Случилось это в 1976году. Первые впечатления были самые сказочные. Советские представители, видимо, стремились показать иностранным гостям, что СССР — самая лучшая страна в мире, а коммунизм в ней уже победил. Мне, 11-летнему мальчику, выделили персональную « Чайку» с водителем и сопровождающим. Первое место, куда мы отправились, был «Детский мир» в Москве. Вы себе даже не представляете! Куда бы я ни посмотрел, что бы мне ни понравилось, все эти игрушки, сувениры тут же становились моими. В общем, в Италию я после той маминой командировки вернулся полный самых восторженных впечатлений. Меня там даже прозвали коммунистом. Потом я приехал в Россию в конце 80-х — в начале 90-х. Я был уже взрослым, получившим образование молодым человеком и трудился в фирме моего отца «Omnia Nuova».
Профессиональный опыт самого крупного иностранного инвестора Калининградской области таков: с 1997 года по настоящее время ~ ООО «Продукты Питания», президент. Ранее, с 1995 по 1997: «Тай-сон Фудс СНГ», директор. А еще раньше — с 1989 по 1995 — работа в упомянутой выше «Omnia Nuova» (Москва, Милан).
Виктория ЧЕРНОВА