Все дороги ведут к логистике
— 30 сентября 2005 —

Дамир ИМАМОВИЧ, вице-президент компании «Продукты Питания»

Деятельность каждой сетевой компании имеет несколько векторов, многие из которых формируются под воздействием обстоятельств. Тут огромную роль играют стартовые условия: состав учредителей, их амбиции, начальный капитал, ситуация на рынке... Понятно, что вряд ли воспроизведутся когда-либо условия начала 90-х, когда, по существу, были заложены основы российского бизнеса. А они продиктовали стратегию развития многих ныне процветающих фирм. Таких, например, как компания «Продукты Питания», которая начинала с торговли американским куриным мясом - «ножками Буша».

В те уже далекие времена о логистике не было и речи. Хотя ее некоторые элементы начали проявляться в деятельности «Продуктов Питания», а со временем они выстроились в целую систему. И поскольку в силу объективных причин транспортная составляющая играла очень важную роль, то ничего удивительного нет в том, что именно из нее выросла логистическая служба фирмы. Правда, вице-президент компании Дамир Имамович констатирует этот факт с некоторым сожалением: по его мнению, в идеальном варианте такую службу нужно создавать из профильных специалистов, получивших соответствующее образование. Но можно, конечно, обучить и своих сотрудников.

Транспортное звено - по-прежнему одно из важнейших в компании. Ведь поставки идут из разных стран, в основном морем. При этом приходится учитывать местную специфику, адаптироваться к ней.

Параллельно создавалась дистрибьюторская сеть по всей стране. Реализуя окорочка, компания не могла рассчитывать на личную заинтересованность дистрибьюторов в продаже именно ее товара, ведь он, по сути, был обезличен и отличался только ценой. Впрочем, последнее обстоятельство вынуждало выработать такие схемы поставки, которые позволяли максимально снизить издержки и установить конкурентоспособные цены. И таким образом заложить «кирпичик» в будущую логистическую систему.

Особенно остро стоял вопрос хранения. На первых порах приходилось арендовать то, что было в наличии. А склады и холодильники, возведенные в советские времена, мягко говоря, далеки от совершенства. В 1996 г. руководство компании приняло решение построить собственный склад на 2 тыс. т - в подмосковной Старой Купавне. Он обеспечил нужный режим хранения - минус 18-22°С и позволил автоматизировать учет движения товара. Все сведения передавались по электронной почте, иностранные партнеры могли 2 раза в день получить оперативную информацию на английском языке. Это, кстати, в то время было очень актуально, поскольку в России работало много зарубежных компаний, сотрудники которых не владели русским языком. Но главное, конечно, у фирмы наконец появилось складское помещение с требуемыми стандартами хранения. А в борьбе за конкурентоспособность - это очень важный момент.

Лиха беда начало

В 98-м, несмотря на трудности, связанные с августовским дефолтом, «Продукты Питания» построили собственный завод в Калининграде.

Это позволило перейти от примитивной поставки закупаемой за рубежом продукции на новый уровень изготовления полуфабрикатов из птицы. Мощности комбината в настоящее время позволяют производить около 350 т разнообразных изделий в сутки, а с вводом в конце 2005 г. 4-го цеха завода мощности увеличатся почти в 2 раза, что позволит производить до 650 т в сутки.

На новый уровень вышла и система дистрибуции, охватившая практически все регионы страны. Теперь «Продуктам Питания» нужен не просто дистрибьютор, а член команды, который хорошо знает товар, представляет его конкурентные преимущества, умеет их подать. Ведь он торгует фирменным продуктом под хорошо известной на рынке торговой маркой «Золотой Петушок». Компания постаралась по максимуму избавиться от посредников - вопрос цены по-прежнему актуален, соотношение цена-качество должно неукоснительно соблюдаться для того, чтобы успешно позиционироваться на рынке, держать свою долю и увеличивать ее. Держать же цену можно только при условии правильно выстроенной логистической цепочки.

Сегодня, скажем, в США у «Продуктов Питания» есть собственная логистическая служба, которая закупает сырье, складирует его в портовом холодильнике, обеспечивает партию определенного объема к приходу судна и его транспортировку в Россию. Далее в Калининградском порту идет отгрузка под контролем сотрудников компании, даже невзирая на то, что за этим зорко следят и страховая фирма, и руководство порта - г-н Имамович убежден, что вся логистическая цепочка должна быть под собственным контролем компании.

Товародвижение идет по штрих-коду. На всех складах применяются современные технологии учета. Половина готовой продукции направляется клиентам, другая - на дистрибьюторские склады.

Сегодня, признавая, что логистическая служба - неотъемлемая часть любой производственной компании, Дамир Имамович видит 2 пути ее формирования: либо создавать собственную, либо прибегнуть к услугам сторонних логистических компаний. Когда, как в «Продуктах Питания», логистическая компания вырастает изнутри, ее нужно усиливать специалистами, получившими специальное образование - лучше за рубежом, поскольку существующая мировая практика дает ответы практически на все вопросы и в таком случае не приходится заново «изобретать велосипед». Первая генерация логистиков компании обучалась в США и Европе, сегодня подобные институты, подготавливающие профессионалов в этой области, есть и в России.

Что касается сторонних логистических компаний, то эта ниша пока достаточно свободна,

хотя, по мнению г-на Имамовича, очень быстро заполнится. Причем скорее всего туда пойдет западный капитал, поскольку этот бизнес требует крупных капиталовложений. Перед теми, кто будет им заниматься, встанут 3 серьезные проблемы. Прежде всего, это очень дорого, поскольку связано со строительством с нуля - складов, транспортных развязок и т.д. К сожалению, использовать существующие помещения нельзя, поскольку практически все они (за исключением новостроек) не соответствуют предъявляемым к такого рода сооружениям требованиям. Кроме того, существует «русская специфика» - согласования, разрешения, чиновничьи препоны. Чтобы их преодолеть, понадобятся и время, и деньги, и смекалка. Есть еще одна национальная особенность -широкие географические масштабы.

Опять же встает вопрос квалифицированных кадров. Г-н Имамович убежден, что лучше обучать специалистов за рубежом, приглашать иностранных «тренеров» для «натаскивания» сотрудников, но работать в таких компаниях должны русские. Им проще преодолевать трудности «национальных» проблем.

Тем более что, по мнению экспертов, начинать бизнес рациональнее в глубинке и двигаться из регионов в Москву: на периферии дело вести легче - все-таки меньше согласований и препон, да и свободной земли для возведения объектов заметно больше. А затем уже, набравшись опыта, можно готовиться к походу на столицу.

«Продукты Питания» - одна из самых динамично развивающихся компаний на рынке замороженных полуфабрикатов. Она не только быстро реагирует на потребности рынка, но и принимает непосредственное участие в его формировании, что подтверждается ежегодным увеличением объемов продаж более чем на 50 процентов.

Комбинат в Калининграде - пока единственное собственное предприятие, но таким производством можно по праву гордиться. Производственная база расположена на территории 6,8 га. Общая площадь цехов - 7 тыс. кв. м, холодильных складов - 4,6 тыс., включая дистрибутивный центр площадью 1 200 кв. метров.

Складов прибавилось - например, в станице Брюховецкая Краснодарского края. Очень скоро откроется дистрибутивный центр в Новосибирске (вместимость 6 500 тонн). Планируется новостройка под Екатеринбургом (6 500 т), обсуждаются возможности других регионов.

Изначально фирма сделала ставку на строительство и развитие мощной сети дистрибуции. Менеджеры по продажам координируют операции в Центральной России, в Поволжье, на юге страны, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии.