Замороженный интерес
— 01 марта 2006 —

Импортная техника отечественной сборки определяет рынок холодильного оборудования России

Спрос на холодильное оборудование - неоспоримая постоянная величина сектора продовольствия. Однако при всех перспективах рынка данной техники и нынешнем изобилии предложений от поставщиков, реальный уровень платежеспособного спроса на «промышленный холод» достаточно невысок, отмечает Максим Бородин

Согласно подсчетам исследователей, текущая емкость российского рынка холодильного оборудования (без учета торгового) в стоимостном выражении составляет около $220 млн. При этом эксперты прогнозируют, что в ближайшие 3-4 года рынок будет прирастать в среднем на 10% ежегодно. По итогам 2005 года он достиг отметки в $240 млн.

Внушительная капиталоемкость и высокие темпы роста вызваны постоянным наличием спроса со стороны потребителей промышленного «холода». Подобных предприятий, по оценке специалистов PRADO Group, в стране насчитывается несколько десятков тысяч. На Западе основная доля в денежном выражении приходится на масштабные проекты в химической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей отраслях. В России пока наиболее заметную роль играют пищепром и непосредственно связанные с ним секторы экономики. Во многом поэтому на сегодняшний день большинство операторов рынка холодильного оборудования считают работу с продовольственным бизнесом приоритетной. Динамичное развитие пищепрома, розничной и оптовой торговли, позволяет им стабильно наращивать обороты.

"Перспективы развития рынка холодильного оборудования в ближайшие 2-3 года напрямую связаны с перспективами развития средних и крупных предприятий перерабатывающей промышленности и торговли. Это связано с довольно сжатыми сроками окупаемости вложений», - считает Сергей Гусев, руководитель группы маркетинга компании «Остров».

"Рынок торгового холодильного оборудования растет вместе с ростом розничной торговли. Так. в 2004 году рост розничной торговли составил 5 трлн. 565,5 млрд. руб., что на 12,1% больше по сравнению с 2003 годом. В среднем росту дистрибуторов торговым холодильным оборудованием составил 10-15% (крупные компании с оборотом более $15 млн. в год). В ближайшие 2 года тенденция может сохраниться», - полагает Олег Исайчиков, начальник отдела продаж компании «Промхолод». 

Потенциал здесь, несомненно, богатый. Как известно, вопрос об обновлении основных средств на подавляющем большинстве российских предприятий стоит чрезвычайно остро. Холодильное оборудование не исключение. Валерий Елхов, исполнительный директор Союза Мороженщиков России (СМР), отмечает, что парк холодильного оборудования в России крайне изношен. За последние 10 лет никаких серьезных инвестиций в модернизацию отечественных хладокомбинатов не поступало. С подобными оценками в целом согласно большинство операторов. На крупных предприятиях- производителях продуктов питания, хладокомбинатах, оптовых холодильных складах, на предприятиях агропромышленного комплекса - картина далеко не радужная. Использующиеся аммиачные холодильные установки изношены практически на 100%. Для крупных промышленных предприятий модернизация холодильного оборудования за последние годы скорее не правило, а исключение. Из 15 основных хладокомбинатов Москвы 12 холодильников эксплуатируются более 40 лет, в том числе 6 хладокомбинатов - более 70 лет, а 2 хладокомбината- более 90 лет. В регионах ситуация еще тревожнее. Три четверти действующих хладокомбинатов введены в строй 60-70 лет назад. Износ основных фондов большинства предприятий превышает все действующие нормы», - комментирует ситуацию Сергей Гусев. По оценке специалистов компании «Простор Л», в области промышленных распределительных холодильников износ составляет 70%, а в пищевой переработке (оценивались только мясная и молочная отрасли) - около 50%. Ситуация в сфере торгового оборудования несколько иная. Но общая тенденция сохраняется и 3Десь- "Степень изношенности парка холодильного оборудования неравномерна как по отраслям, так и по своей географии. Так, в столичном регионе все реже и реже можно встретить ветхое, изношенное оборудование. В современных

форматах торговли, которые пришли в Россию 10-15 лет назад, начав свое шествие из Москвы, в качестве торгового оборудования все чаще используются ведущие мировые производители. Это отработанные технологии, передовой дизайн и высокие стандарты качества. Стоит отметить, что в последние год-два к этой группе добавились отечественные фабрики, выпускающие, относительно сбалансированные по соотношению «цена- качество» изделия. Но стоит немного отъехать от столицы, как вы сможете увидеть оборудование пятнадцатилетней давности, давно выработавшее свой ресурс, морально устаревшее, прошедшее через десятки ремонтов, но безысходно доживающее «свой» век в магазине небольшого провинциального городка», - комментирует ситуацию Олег Исайчиков, начальник отдела продаж компании «Промхолод»

Теоретически развернуться есть где. Однако текущие финансовые возможности рынка оказываются несколько скромнее широких перспектив. Эксперты фиксируют невысокий уровень платежеспособности российских предприятий, нуждающихся в модернизации.   По  данным

PRADO Group, только третья  часть спроса подкреплена соответствующими   денежными ресурсами.

С подобными оценками согласны и операторы рынка. «На сегодня в России около 6 тыс. организаций и предприятий, чья деятельность связана

с глубоким холодом и низкими температурами В их числе не менее 200 распределительных и торгово-производственных хладокомбинатов с общей емкостью камер хранения около 1.6 млн т. свыше 300 цехов и фабрик мороженого С потенциалом производства 850 тыс. т мороженого в год, около сотни цехов по переработке мяса, рыбы, замораживания хлебобулочных и кондитерских изделий, заводы сухого льда и жидкой углекислоты. Далеко не все из них обладают достаточными средствами для технического переоснащения», - замечает г-н Гусев.

Как поставщики, так и потребители холода отмечают, что предложение сегодня превышает платежеспособный спрос. Что в свою очередь стимулирует рост конкуренции среди игроков рынка. "Конкуренция на российском рынке холодильного оборудования очень высокая. Исходя из существующих тенденций, она будет расти и дальше». - отмечает г-н Гусев. «Рынок промышленного «холода» однозначно перенасыщен, здесь наблюдается переизбыток предложения. Конкуренция происходит очень жесткая. В сфере торгового оборудования ситуация аналогичная», - считает Алексей Фролов, генеральный директор компании «Мириталь». С подобной оценкой согласен ц г-н Елхов. «Лет Ю назад магазины просто нарасхват брали торговое холодильное оборудование. Это был весьма серьезный инструмент продаж. Сегодня ситуация поменялась. Сейчас в розничных сетях, независимых магазинах подобного оборудования уже много. Теперь поставить собственный ларь проблематично», - рассказывает руководитель СМР. Аналогичного мнения придерживаются и в компании «Простор Л». Уровень конкуренции специалисты компании оценивают как высокий. Отмечают, что насыщенность наблюдается в наиболее быстроокупаемых секторах продовольственного рынка, например пивоварение, производство мороженого.

В ходе конкурентной борьбы уже обозначилась группа отстающих. По оценке специалистов PRADO Group, отечественным производителям оборудования, предприятиям, которые самостоятельно производят компрессоры и другие основные блоки оборудования (около 20 заводов), принадлежит не более 8-10% (S16-20 млн). Остальные 90% осваивают поставщики оборудования- представительства иностранных производителей, а в большинстве случаев российские дилеры западных производителей, занимающиеся производством сборных агрегатов из импортных комплектующих. «В области торгового холодильного оборудования почти на 100% превалирует импорт. Отечественного оборудования здесь практически нет. В области промышленного «холода» похожая ситуация. Жалко, что наши промышленники не сориентировались в эту сторону.

Это достаточно серьезная технология и не самая простая задача, однако и совсем невыполнимой ее назвать нельзя». - комментирует ситуацию г-н Елхов. Спрос на отечественное оборудование весьма низкий. У большинства экспертов будущее данного сектора российской промышленности не вызывает сомнений. «На мой взгляд, у отечественных производителей здесь нет абсолютно никаких перспектив. Компрессор и холодильные машины - это венец инженерной мысли. У нас отставание как минимум на 50 лет». - считает г-н Фролов.

Дамир Имамович, вице-президент компании «Продукты Питания", крупнейшего российского производителя полуфабрикатов из мяса птицы: «Сейчас появляются российские производители холодильных установок, рынок развивается быстрыми темпами, усиливается конкуренция, ужесточаются требования к качеству.

Но мы не можем ждать, когда российские фирмы-производители в области холода смогут предоставить сервис и оборудование, отвечающие европейским стандартам высокого качества, поэтому с самого начала работаем с проверенным годами импортным оборудованием".

Однако некоторые специалисты придерживаются иного мнения. Фаниль Халитов, маркетолог компании «АгроХолодМаш - Компрессор», признает, что ситуация, сложившаяся на рынке, не из легких, конкуренцию выдерживать достаточно сложно. Однако цена отечественного оборудования существенно ниже, что позволяет оставаться производителям в какой-то степени конкурентоспособными. К тому же дополнительным фактором является то, что многие специалисты имеют положительный опыт эксплуатации именно отечественного оборудования.

Большие надежды отечественные производители возлагают на поддержку власти. Так, по мнению г-на Халитова, серьезным стимулом к развитию могли бы послужить определенные ограничения импорта.

Тем не менее, пока подавляющая доля рынка остается за импортной техникой отечественной сборки. По оценке специалистов PRADO Group, на этот сегмент приходится около 60-65% рынка. Это экономически наиболее выгодно, как для самих поставщиков »холода», так, в конечном счете, и для его потребителей. Собирая оборудование в России, производители стремятся уменьшить таможенные платежи и транспортные расходы. А потребители, предпочитая импортное оборудование иностранной сборки (49% - по данным PRADO Group), все равно покупают собранное в России. Оно широко представлено на отечественном рынке и заметно дешевле. По мнению г-на Фролова, большую роль играет также и удобство процесса покупки. Усилия и время, затраченные на транспортировку оборудования, например из Европы, часто себя не оправдывают. Значительно удобнее выбрать необходимый агрегат на складе местного поставщика, сэкономив время и деньги. Аналогичная ситуация наблюдается и в торговом оборудовании. «Если говорить о торговом оборудовании, то сейчас в России делаются в основном стандартные варианты -450-500-литровые холодильники, которые стоят в любой палатке, в любом магазине. Если вас интересует сложная конфигурация, гнутые стекла, качественное брендирование (нанесение корпоративной символики, логотипов) и т. д. (такие варианты часто используются в современных супермаркетах), то, конечно, вы можете переплатить $200 за импортную сборку. Однако у нас была возможность сравнить все варианты В общем, при больших объемах переплата не стоит того. Качество российской сборки вполне удовлетворительное", - комментирует ситуацию г-н Фролов.

Сегодня российские поставщики могут удовлетворить практически любые запросы потребителей холода. Так, например, компания «ПОЛАИР» декларирует на сегодняшний день двухнедельные сроки на производство своей продукции и готовность выполнить брендирование по требованиям заказчика, а при больших заказах и тендерных поставках, предложить модифицированные серии продукции и ряд дополнительных опций. Широко представлены в стране и оборудование от наиболее известных мировых производителей. По подсчетам специалистов PRADO Group, на рынке работает более 200 операторов (в том числе около 20 лидеров рынка с оборотом от 1 до $20 млн.). Потребителю холода есть из чего выбирать. Естественно, критерии выбора во многом зависят от специфических задач производства. Однако есть и более существенный фактор. В первую очередь, финансовые возможности. Так, для крупных производителей продуктов питания на первый план выходит качество, производительность и сервис. Для более стесненных в средствах предприятий - цена.