Сегменты и категории
— 01 января 2007 —

Рынок заморозки эксперты делят на несколько крупных сегментов: пельмени, мясные полуфабрикаты, блинчики, готовые блюда, овощи/грибы и замороженное тесто. Порядка 60% рынка, по данным компании "Сибирский Гурман", приходится на пельмени. Сегодня емкость рынка пельменей и вареников оценивается в $1,2 млрд. в год, а производство и потребление — почти в 500 тыс. тонн. В последнее время темп прироста на рынке снизился: в 2003/3004 году он составлял около 10—15%, по итогам 2005/2006 года прогнозируется рост на 7%. Одной из особенностей рынка можно назвать его фрагментарность: более 650 производителей выпускает порядка 2 тыс. брендов пельменей и вареников. Кристина Апель отметила сокращение на рынке пельменной группы: объем продаж в крупных городах перестал расти, происходит их перераспределение между производителями. А в регионах рост сегмента сохранился, но потребление дешевых пельменей уменьшается и наблюдается переход к верхнему ценовому сегменту. Кроме того, в последние два года активно развивается весовая продукция "no name" и продукция под частными марками.

— Как правило, в низком ценовом сегменте заморозка представлена в развесном виде, что дает людям возможность экономно покупать не больше, чем им необходимо, — подтвердил г-н Бородяев.

Вместе с тем, быстро развиваются такие категории заморозки, как блинчики, овощи, готовые блюда.

— Рынок пельменей и котлет сложился несколько десятков лет назад, еще в советские времена, — говорит Юлия Кошкина, директор по маркетингу компании "Дарья".

 — А вот хорошо сформированного рынка блинов раньше не было.

Г-н Бородяев подтвердил перспективу развития блинного рынка, пояснив, что качественных предложений ральных брендов на нем немного. В то же время рынок теста он назвал "немолодым, но интенсивно развивающимся". Здесь выступают всего 4-5 игроков, и возможности для новых предложений не ограничены, при этом традиционная продукция (дрожжевое и бездрожжевое, слоеное тесто и основа для пиццы) пользуется хорошим спросом. Было бы интересно предложить узко позиционированную продукцию, полагает эксперт. В частности, компания "Корона" планирует вывести на рынок замороженное тесто нескольких видов и знаменитую новгородскую выпечку — пироги и расстегаи с тонким тестом и богатой начинкой.

Учитывая долю рынка и широту представленности в России, основными игроками пельменного рынка, по информации г-жи Романовой, компания MEMRB называет "Мириталь" (ТМ Баба Любо, Мириталь, Один к Одному), "Талосто" (Сам Самыч, Богатырские), "Сибирский Гурман" (Сибирский Гурман, Хозяйка дома), "Равиоли" (Равиолло), "Качественные продукты" (Русский хит), успешно развивается компания "Шельф-2000" (Ложкарев и Сибирские).

В то же время г-жа Апель, исходя из производственных мощностей, объемов продаж, известности торговых марок и рекламной активности, назвала лучшими производителями заморозки компании "Равиоли", "Талосто", "Дарья", "Морозко" и "Продукты Питания", ведущими марками пельменей — Равиолло, Снежная страна, Дарья, Царь-батюшка, Малышок, Сам Самыч и Мириталь, марками блинов — Равиолло, Мастерица и Морозко; в сегменте замороженных мясных полуфабрикатов эксперт выделила МЛМ и Золотой Петушок.

На рынке готовых вторых блюд, исходя из ассортимента, представленное™ и популярности продукта, г-н Черенков выделил ТМ Сытоедов, МЛМ, Садия, Фазенда, Качественные продукты, Иван Кулинарыч и Лентяй.