Ставка на инновации
— 04 июня 2007 —

«ПОДРЫВНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ

 

В последние годы на российских предприятиях пищевой индустрии и АПК возрастает внимание к инновациям и инновационному менеджменту. Это тенденция пришла к нам с Запада, но столь же глобальных размеров пока еще не приняла. За рубежом инновационный менеджмент - неотъемлемая часть деятельности компании. В бюджеты ведущих компаний закладываются огромные средства на инновации, а научно-исследовательским разработкам уделяется столь же значительное внимание, что и основными видам деятельности.

 

Инновация представляет собой конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения социального, экономического, технологического эффекта - нового качества продукта или процесса.

 

Известный экономист, автор книги

 

«Дилемма инноватора» Клейтон Кристенсен называет большинство новых технологий «поддерживающими». Они улучшают качество существующих продуктов в пределах характеристик, важных для основных потребителей на главных рынках. Поддерживающие инновации могут быть радикальными и сложными, но сути продукта не меняют. Противоположность поддерживающим - подрывные инновации. Они приносят на рынок совершенно новые предложения. Подрывные инновации

 

- это, например, транзисторы по отношению к электронным лампам, автомат по продаже газированной воды по отношению к буфетчице или охлажденное мясо в современной упаковке по отношению к замороженному. Такие инновации имеют перспективу превратиться в продукт, который меньше, проще, дешевле и удобнее

в обращении. На их фоне старые продукты выглядят устаревшими и бессмысленными.

 

Можно потратить немало сил на превращение инноваций в рыночный стандарт, но КПД этих действий и итог усилий будут зависеть от качества самой инновации. Например, два года назад компания «Кампомос» вывела на российский рынок новый формат мясных продуктов - «мясные медальоны», которые готовятся в микроволновке в течение 2-х минут. Тем не менее, широкого распространения эта, без сомнения удобная новинка, пока не получила.

Другой пример: в 2005 году ученые Института биофизики клетки РАН (Пущино) разработали безнитритную технологию производства мясных продуктов и колбас. В качестве альтернативы нитратам и нитритам были предложены вещества, которые есть в любой живой клетке, - никотинамидадениндинуклеотид (НАДН) и аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), а также некоторые вполне безвредные дикарбоновые кислоты. Технология была успешно испытана в промышленных условиях. В 2006 году она была представлена  на всероссийский конкурс «Бизнес инновационных технологий—2006 », заняла в нем второе место и на этом все закончилось.

 

Более глобальная инновационная роль связана с использованием генетически модифицированных источников в производстве мясных изделий, и эта тенденция, по всей видимости, неизбежно будет распространяться по всему миру. На сегодняшний день, несмотря на общемировую информационную кампанию по дискредитации трансгенов, только в США выращивается 8 5 % сои и около 50% кукурузы из трансгенных источников. Кроме того, активно эти ГМ-технологии используют Китай и страны Латинской Америки. В своем докладе на форуме «Мясная индустрия—2005» директор НИИ питания РАМН, академик Виктор Тутельянзаявил: «Трансгены – это и наше будущее. С этим не надо бороться, а надо научиться с этим жить».

 

Практика показывает, что легче всего побеждают самые необходимые инновации, которые становятся рыночным форматом, своего рода эталоном.

 

ИННОВАЦИИ ТРЕБУЮТ ИНВЕСТИЦИЙ

 

Инновационный менеджмент на сегодняшний день в России — достаточно абстрактное понятие, редко где ему уделяют достаточное внимание. Однако если компания все-таки ориентирована на реализацию собственных инновационных мероприятий, то функции инновационного менеджмента в том или ином виде распределены между его руководителями. Эти функции могут концентрироваться как на совершенствовании технологий управления, так и технологий производства, потребительских качеств конечного продукта. Говоря об инновационном менеджменте, нельзя не отметить тот факт, что в проектной деятельности всегда существуют различные виды рисков - финансовые, кадровые, маркетинговые и т.д. И не всегда представляется возможным просчитать, избежать или минимизировать их. 

 

Стоит отметить, что инновации могут касаться не только технологий работы, совершенствования продукта и. д. Инновации в управлении - не менее важная часть современного менеджмента. Система инновационного управления строится по принципам проектного управления, то есть создаются проектная и рабочая группы. Работники, попавшие в них, помимо своей основной работы, привлекаются к проектной работе. Такая форма организации деятельности позволяет не только решать поставленные стратегические задачи, но также дополнительно разнообразить и мотивировать сотрудников компании.

 

Некоторые компании достаточно активно используют практику - создание внутри своих структур рабочих групп - и такая система достаточно эффективна. Часть компаний предпочитает официально не выстраивать какие-либо проектные структуры, а наделить определенных работников дополнительными функциями инновационного совершенствования. Такой выбор обусловлен различными причинами: стадией развития компании, величиной бизнеса, спецификой организационной структуры и т.д. Ведь инновацией могут быть, например, принципы командообразования, изменение организационной структуры, корректировка бизнес-процессов. Например, в компании «Продукты питания» (Калининград) придерживаются принципа, что лучшие кадры - это кадры, выращенные внутри компании. «Это самый оптимальный путь, хотя он медленный и финансово затратный. Один из ключевых показателей эффективности работы топ-менеджеров - их умение создать вокруг себя команду профессионалов-единомышленников. Команду единомышленников отличает общая работа на единый результат, который может быть выражен в конкретных цифрах. В нашем случае - увеличение объемов продаж. В будущем истории успеха людей, которые прошли всю карьерную лестницу, начиная с самих низших позиций и заканчивая уровнем топ-менеджеров, станут типичными для многих отраслей российской экономики. Сильнейшими преимуществами таких менеджеров станет лояльность к своей компании и понимание всех нюансов ее функционирования», - считает вице-президент компании Дамир Имамович.

 

«Несомненно, одним из критериев оценки деятельности топ-менеджеров является стабильная работа компании и растущая прибыль, упорядоченность всех процессов и реально осуществляемое планирование, - отмечает генеральный директор компании «Кенрас-Сибирь СД» Вячеслав Бумагин. - Если компания развивается так, как запланировано руководством, значит - все работает хорошо. Если компанию лихорадит, значит, руководство не соответствует занимаемой должности».

 

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА КАК ИННОВАЦИЯ

 

По мнению Вячеслава Бумагина, проблема качества остается одной из самых актуальных в пищевой отрасли. « Уже не раз были прецеденты того, что продукты не выдерживали заявляемый уровень качества». Высокое качество способствует продвижению торговых марок даже без активного применения маркетинговых инструментов. В связи с этим внедрение на предприятиях стандартов работы, в частности систем качества, несомненно относится к мероприятиям в области инновационного менеджмента. «Вопросы качества крайне актуальны для предприятий пищевой промышленности, - считает Дамир Имамович, - создание и совершенствование системы менеджмента качества представляет собой обязательное направление деятельности любой компании действующей на продуктовом рынке». К примеру, в компании «Продукты питания» система контроля качества включает операционно-технологический контроль продукции на определенных этапах производственной цепочки, контроль санитарно-гигиенического состояния производства, а также контроль сырья и готовой продукции. «Мы увеличиваем количество проверок, которые проходит наша продукция, и штат сотрудников, специализирующихся на вопросах качества. Кроме того, происходит постоянный процесс накопления знаний и опыта, что позволяет максимально совершенствовать качество продукции», - отметил Дамир Имамович.

 

Внедрение систем менеджмента качества даст положительный результат и, кроме того, позволит реально увеличить конкурентоспособность отечественной продукции, подытожил Вячеслав Бумагин.

 

Но не всегда эти мероприятия означают какой-либо конкретный, измеримый результат. Иногда в практике имеют место случаи, когда стандарты качества остаются лишь на бумаге. Но это уже вопрос управления и контроля за процессами, происходящими в компании. В этом случае сертифицированное предприятие создает себе благоприятный имидж на рынке и тем самым привлекает к себе дополнительное внимание со стороны участников рынка и клиентов. И в то же время - не получает того результата, который должна бы принести эта инновация, будь то сокращение издержек, повышение эффективности производства, сокращение длительности производственного цикла и т.д. По мнению аудитора голландского органа по сертификации «Кема» Дмитрия Глухова, «зачастую, для некоторых российских предприятий важнее оказывается сертификат, а не продуманный до мелочей налаженный производственный процесс».

 

ТРАДИЦИЯ И ИННОВАЦИЯ

 

Инновационный менеджмент в отличие от традиционного имеет свои особенности. Основным отличием являются процессы улучшения и постоянного совершенствования существующего продукта.

 

Затраты на проектную деятельность сложно прогнозируемы и определяются с большим трудом. Тем не менее, ориентируясь на статистику, накопленную предприятием в процессе своей деятельности, сделать это возможно. И все же каждый проект несет определенную долю индивидуальности и риска.

 

Несмотря на значительные вложения, риски и прочие издержки инновационный менеджмент имеет положительные стороны, которые в конечном счете приносят ожидаемый эффект и позволяют достичь долговременного конкурентного преимущества.

 

Примерами успешного менеджмента в области совершенствования технологий работы и управления могут служить примеры обновления бизнес-процессов, которые заключаются в достижении значительного улучшения технологических процессов для удовлетворения запросов современного потребителя в отношении качества, скорости и частоты внедрения нововведений и обслуживания.

 

Существуют определенные принципы, которые лежат в основе совершенствования бизнес-процессов, и которые применяются предприятиями на практике. Одним из них является ориентация на достижение результатов, а не на выполнение заданий. Специализированные задания, выполняемые разными людьми, объединяются в единую задачу. Такая задача выполняется либо группой, либо отдельным работником, но охватывает все этапы процесса, качественное выполнение которых необходимо для достижения четко определенного результата. Организация работы с нацеленностью на результат дает возможность не прибегать к дополнительным стимулирующим мероприятиям, что в итоге приводит к более высокой производительности и лучшей реакции Ставканаиннс потребителей.

 

Важным правилом обновления процессов является и то, что его должны осуществлять работники, создающие результат процесса. В итоге работа выполняется персоналом, самым близким процессу, вовлеченным в него. Например, можно организовать работу так, что служащие будут делать некоторые закупки, не покидая рабочего места, потребители смогут самостоятельно выполнять несложный ремонт, а на поставщиков можно возложить управление товарно-материальными потоками. Таким образом, изменив структуру работы, компания устраняет необходимость координировать действия исполнителей и пользователей результатов процесса.

 

СОВЕРШЕНСТВУЕМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

 

Обязательным правилом совершенствования процессов является внедрение процедуры обработки информации. Персонал, занимающийся сбором информации, должен также и обрабатывать ее. Такой подход дает возможность устранить необходимость проверки информации, значительно сокращает время ее обработки, снижается вероятность возникновения ошибок. Примером такой работы может служить сбор информации о потерях времени на производстве, когда сбором занимаются нормировщики, а обработкой - инженеры по нормированию труда или экономисты. При проведении этой работы одним и тем же человеком потери и ошибки автоматически из этого процесса исключаются.

 

Процесс принятия решений должен быть частью процесса выполнения работы. Сегодня это возможно благодаря специальным технологиям, облегчающим процедуру принятия решения. Контроль процесса также становится его частью. Такое функциональное сжатие дает более совершенную организацию процесса, намного быстрее реагирующую на любые изменения. Примером такого контроля может быть система встроенного контроля качества в системе бережливого производства, которая представляет собой возможность контролировать и корректировать производственные процессы на стадии изготовления продукции. Процесс останавливается во время возникновения неисправности и возобновляется после установления причины ее возникновения.

 

В настоящее время на ряде предприятий пищевой индустрии внедрены или внедряются КИС (корпоративные информационные системы - прим ред.), призванные решать перечисленные задачи. Коммерческий директор группы компаний «РОССТОК» (крупнейший мясной трейдер в Урало-Сибирском регионе, Екатеринбург) Игорь Кирьянов в интервью корреспонденту «MP» отметил важность внедрения КИС для получения оперативной и достоверной информации, необходимой для принятия управленческих решений и создания эффективного механизма управления бизнес-процессами, для решения проблем информационной координации товарного и финансового потоков, повышения качества и сокращения времени выполнения заказов, создания единого информационного пространства с территориально удаленными складами. Принципы совершенствования бизнес-процессов основываются на платформе новаторского использования информационных технологий.

 

ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Перспективы развития инновационного менеджмента в пищевой индустрии и АПК на сегодняшний день все еще туманны. Большую роль здесь может сыграть государство, но пищевая отрасль, по всей видимости, не входят в число государственных приоритетов, хотя с высоких трибун и говорится обратное. Гораздо более серьезное внимание уделяется нефтяной сфере и энергетике, в связи с чем, целый ряд экономистов указывают на опасность для российской экономики «сесть на нефтяную иглу». На сегодняшний день не урегулированы также вопросы законодательного характера в области инноваций и авторского права.

 

Поддержку освоения новых технологий можно осуществлять через софинансирование отраслевых центров трансфера технологий. По мнению Вячеслава Бумагина, «если подобным бюро, занимающимся инновационными разработками, будет уделено должное внимание и финансирование, то, конечно, появятся перспективы инновационного развития у предприятий «пищевки» и АПК: в России всегда было много способных людей».

 

Оценивая практические возможности совершенствования технологий и будущие реалии, можно предположить, что ставка на инновационный менеджмент в мясном бизнесе будет возрастать по мере формирования высококонкурентной рыночной среды и совершенствования законодательства.