Мнение специалиста
— 20 октября 2007 —

Дамир Имамович, вице-президент компании «Продукты Питания»

В ближайшие годы акцент в развитии рынка замороженных полуфабрикатов будет сделан на современные высокотехнологичные продукты, а также изделия полной степени готовности

2006 году российский рынок замороженных полуфабрикатов по оценке Euromonitor составил 642 тыс. тонн и продолжает расти: в период 2005-2006 гг. рост составил 20%, в 2006-2007 гг. прогнозируется на уровне 13-14%, в 2007-2008 гг. — 11,6-12%. Сегодня на долю замороженных полуфабрикатов приходится 17% отечественного продовольственного рынка. И до насыщения еще далеко. Например, в Америке эта величина достигает 70%. Впрочем, мировой рынок заморозки насыщен и уже практически не растет. В ближайшие три года в Европе и Америке рост ожидается между 0,5-1% , в Юго-восточной Азии — 3%, в Восточной Европе — около 9,9%. На сегодняшний день сегмент пельменей является абсолютным лидером в структуре рынка замороженных полуфабрикатов. В 2005 году на долю пельменей пришелся 51% общей доли рынка, а в 2006 — 46%. Сегодня в этой категории наблюдается спад. В 2007-2008 гг. продукты класса «премиум» обеспечат рост в этой категории за счет пельменей с необычными начинками, например, со смесями из мяса и овощей, олениной, другими редкими видами мяса. В то время как категория «средний минус» будет стагнировать. Но в целом рост премиального сегмента принципиально на рынок не повлияет. При этом необходимо учитывать и зависимость производителей пельменей от цен на мировом рынке мяса, так как 70% используемого для производства сырья является импортным.

Сегмент вареников в общем объеме замороженной продукции на сегодняшний день составляет 3,2%. В этом сегменте наблюдается небольшой рост, и он будет продолжаться. Перспективным продуктом являются блины, занимающие 12% рынка заморозки. Сегмент имеет реальную возможность расширения и роста, но с акцентом на определенные регионы, где отмечена повышенная деловая активность. Сегмент мясных замороженных полуфабрикатов в последние годы демонстрирует стабильный рост. В финансовом выражении рост составляет 18%, а по объемам производства — 16%, в то время как по некоторым категориям — только 13%. Так, доля мясных замороженных полуфабрикатов в общем объеме заморозки в 2005 г. составила 18,8%, в 2006 г. — 20%, а в 2007 г. прогнозируется рост на 22%. В стоимостном выражении в 2005 году емкость этого сегмента достигла 20 млрд рублей, в 2006 — 24 млрд рублей, в 2007 — 28 млрд рублей, а по прогнозам на 2008 г. составит 32 млрд руб. Категория замороженных мясных полуфабрикатов включает в себя множество различных продуктов, от котлет до мясных готовых обедов. Рынок последних, по прогнозам экспертов, в ближайшие годы будет динамично развиваться. Сегодня рынок замороженных мясных полуфабрикатов работает по системе классификации, которая была создана еще 40 лет назад и не подходит для современных продуктов. Так, в соответствии с действующей классификацией, сырьем для промышленного производства является продукт, который в дальнейшем подвергается полной термической обработке. Когда же мы говорим о зразах из мяса курицы с грибной начинкой, то здесь возникают противоречия. Это продукт сложной переработки: мясо жарится только снаружи, оставаясь, при этом сырым внутри, а грибная начинка уже полной готовности. Несмотря на то, что зразы не подвергаются глубокой термической обработке — это промышленный продукт. На данном примере становится ясно, что устаревшая система классификации — это реальная проблема, с которой производитель сталкивается каждый день.

Рынок замороженной птицы в последние годы также демонстрирует стабильный рост — ориентировочно 10-11% — и, по оценкам экспертов, он продолжится. Объем рынка в 2006 г. году составил порядка 2,4 млрд руб. Прогноз на 2007 год составляет 2,7 млрд рублей, а на 2008 год — 3 млрд рублей. Рынок замороженной птицы еще не насыщен и сегодня в эту отрасль производители вкладывают новые инвестиции. При этом продолжится снижение импорта замороженной птицы. Сегмент замороженного теста стагнирует и, по прогнозам аналитиков, его доля бу-

дет постепенно снижаться. Диверсификации в этой категории не ожидается, но если рынок предложит новые интересные продукты из слоеного и дрожжевого теста, спрос со стороны потребителей на готовую продукцию может возрасти. Следуя тенденциям рынка, компания «Продукты Питания» на собственной экспериментальной площадке в тестовом режиме начала выпуск изделий из теста — мини-пиццы, круассанов, продуктов из слоеного теста. Мы ввели новую позицию — снеки. К этой категории мы причисляем и нашу мини-пиццу, которую можно съесть прямо на ходу. Уже сейчас можно сказать, что результат оправдал ожидания. Подводя итоги, хочется отметить, что рынок замороженных полуфабрикатов динамично развивается и растет, появляются новые сложнорецептурные продукты. Сегодня потребитель не может конкурировать с современными технологиями промышленного производства. Данная тенденция способствует развитию сетей общественного питания и торговых сетей. В ближайшие годы акцент в развитии рынка заморозки будет сделан на современные высокотехнологичные продукты, а также изделия полной готовности. Большое внимание будет уделяться здоровому питанию. У России есть хороший пример развития мирового рынка заморозки, учитывая опыт которого, мы можем избежать многих ошибок.

Выступление на российском агропродовольст-венном форуме, который проходил в рамках международной выставки World Food Moscow 2007.