Дамир Имамович, вице-президент компании "Продукты Питания" о рынке замороженных полуфабрикатов
— 18 января 2011 —

 Источник аналитических данных: АМИ ВЕТРА.РУ

Какова ваша оценка объемов российского рынка замороженных полуфабрикатов в физическом и стоимостном выражении за 2009 год (возможно, 1 половину 2010 года), в том числе по основным сегментам рынка? Какова динамика развития рынка по сравнению с 2008 (или 2009) годом?

Д.И. : К сожалению, устоявшегося классификатора для рынка замороженной продукции пока не сложилось, поэтому оценки объемов рынка в натуральном и денежном выражении могут заметно различаться. Так, по оценке аналитиков АМИ ВЕТРА.РУ в денежном выражении, оценка рынка составляет от 3,5 до 4 миллиардов долларов, а емкость рынка в натуральном выражении по разным источникам составляет от 1,4 до 1,8 миллионов тонн в годовом исчислении (в зависимости от включаемых товарных категорий). Рост российского рынка ЗПФ до финансового кризиса 2008 года оценивался экспертами на уровне более чем на 20% в стоимостном выражении. По данным Мясного союза и Росстата, в 2006 году рынок прибавил (в рублях) 22,7%, в 2007-м — 23,6%, 2008 год, дал на уровне — 18-19%. В 2009 году рост рынка составил около 10%, причем потребление ЗПФ, содержащих мясо, осталось примерно на уровне 2008 года — 1,75-1,79 млн. т. С учетом динамики обменного курса рубля, рост рынка, выраженный в долларовом исчислении, был скромнее - не более 10% в 2008-2009 году.
В натуральном выражении рост рынка ЗПФ сейчас не превышает 2% в годовом исчислении. Тем не менее, не смотря на сложности в экономике, рынок ЗПФ демонстрирует положительную динамику.
По мере дальнейшего восстановления уровня доходов населения, а главное, привычного ритма жизни/работы/покупок, ожидается дальнейшее оживление рынка ЗПФ. Тем более что на фоне активного роста цен на ряд продуктов питания в 2010 году, возникшего из-за последствий аномальных погодных явлений, цены на ЗПФ в ближайшие 4-8 месяцев будут выглядеть неким «островком стабильности».
 

Возрастут ли объемы рынка (в целом, по сегментам)? Объемы продаж?

Д.И.: Рынок демонстрировал положительную динамику и в сложный период финансового кризиса, когда доходы населения существенно сократились. Поэтому нет оснований полагать, что с улучшением экономической ситуации динамика рынка станет отрицательной.
Стабильность рынку ЗПФ во многом придает наиболее емкий сегмент - мясные полуфабрикаты (включая фарш), а также пельменная продукция. В совокупности это более 60% рынка ЗПФ в натуральном выражении.
В 2008-первой половине 2010 года сложилась благоприятная ситуация на рынке мясного сырья, что не могло не сказаться на ценах для потребителей, которые стали более привлекательными на фоне заметного роста цен на другие продукты питания. С большой долей вероятности можно говорить о сохранении этого тренда до конца 2010 года и в первом квартале 2011 года. Дальнейшая динамика будет зависеть от складывающихся цен на корма (учитывая непростую ситуацию на рынке зерновых), а также вступления в силу/применения на практике некоторых регламентов (например, на запрет использования замороженного мяса птицы при производстве ПФ или регламент, ограничивающий долю глазури в рыбной разделке и морепродуктах).
 

Какие основные проекты были реализованы компанией в этом году?

Д.И.: В мае 2010 г. компанией «Продукты Питания» был введен в эксплуатацию завод по производству консервов — ООО «Гусевский консервный комбинат» — для обеспечения растущей потребности россиян в консервной продукции высокого качества в соответствии с ГОСТ, в первую очередь — тушенки и других мясных консервов.
Общая площадь земельного участка консервного завода в Гусеве — 4,62 га. Площадь зданий и сооружений нового завода в Гусеве — 4836 м 2, площадь производственных цехов — 1374,2 м2.

Одновременно в Гусеве был дан старт масштабному проекту строительства птицеводческого перерабатывающего комплекса. Он станет следующим этапом инвестиционной деятельности компании «Продукты Питания». Новый проект предусматривает переход на собственную сырьевую базу после ввода в эксплуатацию большого птицеводческого комплекса. Этот масштабный проект предусматривает переход нашей компании с импортного на собственное сырье, диверсификацию производства, дальнейшее расширение продуктовой линейки, и контроль качества на всех этапах производства: от выращивания сырья до попадания готового продукта в магазины.

А вообще 2010 год стал для нашего производства – годом качества. Нами проведен анализ рецептур и технологических процессов, мы провели ревизию своих поставщиков всех ингредиентов c целью повышения качества, натуральности и полезности нашей продукции, усилили профессиональную команду технологов и специалистов производства. Кризис дал нам знать, что время экстенсивного роста прошло и он внес свои коррективы в потребительские предпочтения. Борьба за знание торговой марки и лояльность потребителей к ней стала актуальной темой у всех так и, конечно же, у нас. Наша компания также проводит комплексную работу в этом направлении. Сегодня мы больше инвестируем в продвижение, рекламу, а не только в развитие новых продуктов. Так, летом была реализована промо-акция «Отдохни на всем готовеньком», а после небольшого перерыва мы вновь продолжили активность в поддержку ТМ «Золотой Петушок». С 1 октября стартовала новая акция от «Золотого Петушка» — «Выиграй кухню своей мечты», которая продлится до 31 декабря включительно. Большая работа проведена в дистрибуции, особенно в регионах с целю укрепления и расширения рыночной позиции компании и наших ТМ .